История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Перенос валютного курса и инфляция

При обсуждении механизма определения баланса текущих операций в модели DD-AA было принято в качестве предпосылки, что изменения номинального валютного курса вызывают пропорциональные изменения реального валютного курса в краткосрочном периоде. Поскольку в модели DD-AA предполагается, что номинальные цены продукции Р и Р* не могут внезапно подскочить, движения реального валютного курса q = ЕР*/Р точно соответствуют в краткосрочном периоде движениям номинального курса Е. Однако в действительности даже краткосрочное соответствие движений номинального и реального валютных курсов, хотя и довольно тесное, менее, чем идеально. Чтобы в полной мере понять, каким образом движения номинального валютного курса влияют в краткосрочном периоде на баланс текущих операций, необходимо более внимательно исследовать связь между номинальным валютным курсом и ценами экспорта и импорта. Цена иностранной продукции в национальной валюте есть произведение валютного курса и цены в иностранной валюте, или ЕР*. До сих пор мы считали, что когда Е растет, например, Р* остается неизменным, тогда выраженная в национальной валюте цена товаров, импортируемых из-за границы, пропорционально растет. Процент, на который растут цены импорта при обесценении национальной валюты на 1%, известен как степень переноса валютного курса на цены импорта. В изученной нами выше версии модели DD-AA степень переноса равна 1; любое изменение валютного курса полностью переносится на цены импорта. Однако перенос валютного курса может быть и неполным. Одной из возможных причин неполного переноса валютного курса является сегментация международного рынка, позволяющая фирмам в условиях несовершенной конкуренции запрашивать в разных странах за один и тот же продукт различные цены. Крупная иностранная фирма, поставляющая автомобили в США, может быть настолько обеспокоена возможностью потери доли на рынке, что не станет немедленно повышать цену своих товаров на рынке США на 10% при обесценении доллара на 10%, хотя ее доход от американских продаж, измеренный в валюте ее страны, упадет. Эта фирма также может не решиться снизить свои цены в США на 10% после повышения курса доллара на 10%, потому что она сможет получить более высокую прибыль без немедленного инвестирования средств в расширение отгрузок в США. В любом из этих случаев прежде чем брать на себя обязательства в области цен или производства, нарушение которых обойдется дорого, фирма может подождать, чтобы выяснить, отражает ли движение валютного курса устойчивую тенденцию.

Таким образом, мы видим, что хотя в долгосрочном периоде постоянное изменение номинального валютного курса может полностью отражаться в ценах импорта, в краткосрочном периоде степень переноса может быть гораздо меньшей, чем 1. Неполный перенос будет, однако, влиять осложняющим образом на время уравновешивания баланса текущих операций. С одной стороны, краткосрочный эффект изменения номинального валютного курса в соответствии с J-кривой будет смягчен слабой реакцией цен импорта на это изменение; с другой стороны, неполный перенос подразумевает, что движения валютных курсов оказывают на относительные цены, определяющие объемы торговли, менее чем пропорциональное воздействие. Неспособность относительных цен быстро реагировать будет, в свою очередь, сопровождаться медленным приспособлением объемов торговли. Обратите внимание также на то, что связь между номинальными и реальными валютными курсами может далее ослабляться реакцией внутренних цен. В экономике с высоким уровнем инфляции, например, трудно изменить реальный валютный курс ЕР*/Р простым изменением номинального курса Е, поскольку возникающий вследствие этого прирост совокупного спроса сразу же разжигает внутреннюю инфляцию, в результате чего повышается Р. В той мере, в какой экспортные цены страны растут при обесценении ее валюты, любое благоприятное воздействие этого обесценения на конкурентные позиции страны на мировых рынках улетучивается. Однако такие повышения цен, как и частичные переносы валютного курса на цены импорта, могут ослаблять значение J-кривой.