История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Относительные цены и распределение доходов

Итак, мы рассмотрели следующие аспекты модели специфических факторов: 1) определение производственных возможностей экономики при данных ресурсах и технологии и 2) механизм распределения ресурсов, объемов производства и относительных цен в рыночном хозяйстве. Прежде чем обратиться к внешней торговле, рассмотрим влияние относительных цен на распределение доходов. Вернемся к рис. 3.7, где показаны эффекты роста цен на промтовары. Мы уже отмечали выше, что кривая спроса на труд в секторе промтоваров сместится вверх в той же пропорции, в какой вырастет

Если

возрастет на 10%, значения кривой, равные

тоже вырастут на 10%. Мы видели также, что если цена продовольствия тоже не вырастет минимум на 10%,

возрастет меньше, чем

, Если цена промтоваров, допустим, увеличивается на 10%, можно ожидать, что заработная плата увеличится только на 5%.

Посмотрим теперь, как это скажется на доходах трех групп субъектов экономики: наемных работников, владельцев капитала и владельцев земли. Для рабочих окажется, что их заработная плата вырастет в меньшей степени, чем цены промтоваров. Другими словами,

их реальная заработная плата в единицах промтоваров

упадет, а в единицах продовольсствия

вырастет. Исходя из этой информации мы не можем сказать, выиграют ли они в итоге или проиграют все зависит от того, каково соотношение промтоваров и продовольствия в потреблении рабочих. Однако развивать этот вопрос далее мы не будем. Владельцы капитала в этом случае, очевидно, получат выгоду. Реальная заработная плата в единицах промтоваров падает, стало быть, теперь большая доля достанется владельцам капиталов в виде прибыли. Доход владельцев капитала вырастет в большей степени, нежели

. Когда

растет быстрее, чем

, доходы капиталистов, измеренные в единицах обоих товаров, несомненно, возрастают. В то же время очевидно, что землевладельцы здесь остаются в проигрыше. Они теряют по двум причинам: реальная заработная плата в единицах продовольствия растет, сокращая их доходы, а рост цен на промтовары сокращает покупательную способность этих же доходов.