История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Внешнее равновесие: оптимальный уровень баланса текущих операций

По сравнению с внутренним равновесием понятие внешнего равновесия определить труднее, поскольку к внешним операциям страны неприменимы такие естественные мерки, как "полная занятость" и "стабильность цен". Создает ли торговля страны с внешним миром макроэкономические проблемы, зависит от нескольких факторов, включающих специфические условия экономики, состояние внешнего мира и институциональное устройство, определяющее ее экономические отношения с зарубежными странами. Например, к стране, взявшей обязательство фиксировать свой обменный курс по отношению к иностранной валюте, более применимо иное определение внешнего равновесия, нежели то, которое подходит для страны с плавающим курсом. В учебниках по международной экономике внешнее равновесие часто отождествляется с балансом счета текущих операций. Хотя это определение и пригодно для некоторых случаев, в качестве общего правила оно бесполезно. Как мы помним из гл. 13, страна с дефицитом баланса текущих операций заимствует у остального мира ресурсы, за которые должна расплатиться в будущем. Такая ситуация иногда может быть и желательна. Например, возможности страны для инвестирования заимствованных ресурсов могут оказаться более привлекательными по сравнению с возможностями, имеющимися в остальном мире. В таком случае возврат долга иностранцам не составляет проблемы, поскольку прибыльное вложение принесет доход, достаточно высокий для выплаты процента и возврата капитала по ссудам. Аналогичным образом избыток на счету текущих операций не создает проблемы, если внутренние сбережения более прибыльно инвестировать за границей, чем дома.

Вообще говоря, несбалансированность счета текущих операций показывает, как страны могут выиграть от торговли. Мы имеем в виду межвременную торговлю, т.е. торговлю потреблением во времени (см. гл. 7). Подобно тому как страны с различными возможностями производить товары моментально выигрывают от концентрации своего производства и продажи того, что делают лучше, также возможен выигрыш для стран, сосредоточивших мировые инвестиции в тех странах, которые в наибольшей степени способны преобразовать текущее производство в будущее. Странам, имеющим слабые инвестиционные возможности, следует как можно меньше инвестировать внутри своих стран, а направлять свои сбережения на более продуктивную инвестиционную деятельность за рубежом. Иными словами, страна, в которой инвестиции относительно непроизводительны, должна быть нетто-экспортером имеющейся в настоящий момент продукции (и, следовательно, иметь избыток по балансу текущих операций), а страна, в которую инвестиции относительно производительны, должна быть нетто-импортером имеющейся в настоящий момент продукции (и иметь дефицит баланса текущих операций). Чтобы выплатить внешний долг, когда инвестиции окупятся, последние поставляют продукцию первым, и таким образом завершается обмен настоящего и будущего производства.

В пользу несбалансированного счета текущих операций можно привести и другие соображения. Страна, в которой временно сократилось производство (например, из-за необычайно плохого урожая), может пожелать сделать заем у иностранцев, чтобы предотвратить временное резкое падение потребления, которое в таком случае произошло бы. Без этого займа цена текущего объема производства в терминах будущего в стране с низким уровнем производства была бы выше, чем за границей. Значит, межвременная торговля, аннулирующая разницу в ценах, ведет к взаимной выгоде. Если бы все страны имели уравновешенный баланс текущих операций, было бы невозможно получать выгоду от межвременной торговли. Поэтому никакой реальный политик не захочет принимать сбалансированный счет текущих операций в качестве цели, пригодной для любых обстоятельств. Однако в настоящий момент при формировании политики обычно определяется некоторый уровень баланса текущих операций, который служит целью политики внутреннего равновесия. Хотя этот уровень баланса текущих операций, как правило, не равняется нулю, правительства обычно стараются избежать слишком больших внешних избытков или дефицитов, если только у них нет очевидных доказательств того, что большая несбалансированность оправдана потенциальными выгодами межвременной торговли. (После резкого взлета цен на нефть в начале 1970-х гг. правительство Норвегии разрешило получение больших иностранных займов с целью финансирования разработки нефтяных резервов страны в Северном море). Правительства проявляют осторожность, так как количественно определить точное состояние баланса текущих операций, которое максимизирует выгоды от межвременной торговли, сложно, если не невозможно. Кроме того, этот оптимальный баланс счета текущих операций может непредсказуемо меняться во времени

по мере изменения состояния экономики. Однако сильное отклонение баланса текущих операций от нормы может породить серьезные проблемы. Проблема излишнего дефицита счета текущих операций. Почему правительства предпочитают избегать слишком большого дефицита баланса текущих операций? Как отмечалось, дефицит счета текущих операций (который означает, что страна занимает за границей) не составляет проблемы, если занятые средства направляются на продуктивные отечественные инвестиционные проекты, которые окупаются приносимыми ими в будущем доходами. Однако иногда большой дефицит счета текущих операций означает временно высокий уровень потребления, проистекающий из неправильно проводимой государственной политики или другого нарушения функционирования экономики. Нередко инвестиционные проекты, использующие иностранные средства, бывают плохо спланированы и основаны на слишком оптимистических ожиданиях будущей прибыльности. В таких случаях государство может пожелать немедленно сократить дефицит баланса текущих операций, а не сталкиваться в дальнейшем с проблемами при выплате долгов иностранцам. В частности, большой дефицит баланса текущих операций, вызванный экспансионистской бюджетной политикой, которая не привела к одновременному повышению прибыльности инвестиционных возможностей в стране, может послужить государству сигналом о необходимости восстановления внешнего равновесия путем изменения экономического курса. Возможно, что показатели внешнеэкономической деятельности устанавливаются не национальным правительством, а навязываются из-за границы. Если страны начинают испытывать трудности с выплатой задолженности по прошлым иностранным кредитам, зарубежные кредиторы начинают проявлять нежелание одалживать им новые средства и могут даже потребовать незамедлительной выплаты задолженности по старым кредитам. Начиная с 1982 г., многие развивающиеся страны (особенно латиноамериканские) сталкиваются с проблемой ограниченной возможности получения займов за рубежом. В таких случаях национальное правительство вынуждено принимать суровые меры с целью понижения желаемого объема займа у иностранцев до возможного уровня. Проблема чрезмерного положительного сальдо счета текущих операций.Чрезмерный избыток баланса текущих операций ставит иные проблемы, нежели те, что возникают при его дефиците. Избыток баланса текущих операций подразумевает, что страна накапливает размещенные за рубежом активы. Почему рост в стране прав на заграничные активы вообще может быть проблемой? Одна из возможных причин объясняется тем, что при заданном уровне сбережений в стране увеличение избытка по балансу текущих операций предполагает сокращение инвестиций в национальные предприятия и оборудование (Это следует из тождества национального дохода:

, согласно которому совокупные внутренние сбережения S распадаются на накопление зарубежных активов СА и внутренние инвестиции /). Предпочесть направить внутренние сбережения на более высокий уровень внутренних капиталовложений и более низкий уровень зарубежных инвестиций политики могут под действием следующих факторов: 1) доходы с внутреннего капитала легче поддаются налогообложению, чем доходы с активов, размещенных за рубежом; 2) прирост внутреннего капитала способен сократить безработицу в стране и, следовательно, привести к более высокому национальному доходу по сравнению с тем, что дает эквивалентный прирост зарубежных активов; 3) внутренние капиталовложения одной фирмы могут оказать благотворный побочный эффект перенесения технологии на других национальных производителей, который сама фирма-инвестор не испытывает. В этом случае страна в конечном счете выигрывает больше от внутренних капиталовложений, чем от инвестиций за рубежом. Если большой избыток на счету текущих операций отражает излишние заимствования, сделанные иностранцами, в будущем страна может оказаться не в состоянии собрать

деньги, которые она одолжила. Иначе говоря, страна может потерять часть своего заграничного богатства, если выяснится, что иностранцы заняли больше, чем способны вернуть. В отличие от этого случая неплатежи по ссудам между жителями страны ведут к перераспределению национального богатства внутри страны, но не меняют уровня национального богатства. Излишний избыток на счету текущих операций бывает нежелателен и в силу политических соображений. Страны с большим избытком могут стать объектом дискриминационных протекционистских мер, применяемых торговыми партнерами, обладающими излишним дефицитом. Чтобы избежать подобных наносящих вред ограничений, страны, обладающие избытком, могут попытаться не дать ему увеличиться слишком сильно. Хотя большой избыток, как и дефицит, создает проблемы, страны, экономика которых находится в состоянии дефицита, испытывают гораздо большее давление, побуждающее их восстановить внешнее равновесие. Это различие является отражением основной асимметрии. Страна-заемщик испытывает зависимость от своих кредиторов, которые в любой момент могут изъять кредит. Страна, предоставляющая ссуду, не сталкивается с таким налагаемым рынком ограничением на свой избыток. Ее правительство может, если пожелает, отложить восстановление внешнего равновесия на неопределенный период, если даже избыток вреден для ее национального благосостояния. Подведем итог. Целью внешнего равновесия является такой уровень баланса текущих операций, который позволяет извлечь основные выгоды из межвременной торговли без риска вызвать рассмотренные выше проблемы. Поскольку правительствам точно неизвестен этот уровень счета текущих операций, они обычно стремятся избежать большого дефицита или избытка, если только у них нет веских доказательств возможности получить большую выгоду от межвременной торговли. Международная макроэкономическая политика в условиях золотого стандарта, 1870 1914 Идеи, на которых базировалась международная макроэкономическая политика в период золотого стандарта между 1870 и 1914 гг., отличается от тех, что составили основу международных валютных отношений во второй половине двадцатого века. Тем не менее этот период заслуживает внимания, поскольку последующие попытки реформировать международную валютную систему с помощью фиксированных обменных курсов можно рассматривать как попытки опереться на сильные стороны золотого стандарта, исключив его слабые стороны. (Некоторые из его достоинств и недостатков обсуждались в гл. 18). В этом разделе рассмотрим, как золотой стандарт функционировал перед Первой мировой войной и насколько хорошо он позволял достигать целей внутреннего и внешнего равновесия.

Происхождение золотого стандарта

Золотой стандарт основан на использовании золотых монет в качестве средства обращения, расчетной единицы и средства накопления. Хотя таким образом золото использовалось в древности, появление золотого стандарта в качестве юридического института относится к 1819 г., когда Британский парламент принял Закон о восстановлении, получивший такое название потому, что обязывал Банк Англии восстановишь прерванную спустя четыре года после начала наполеоновских войн (1799-1815 гг.) практику обмена по требованию денежных банкнот на золото по фиксированному курсу. Закон о восстановлении стал первым юридическим закреплением действительного золотого стандарта, поскольку одновременно отменял издавна существовавшие ограничения на экспорт золотых монет и слитков из Британии. Позже, в XIX в., Германия, Япония и другие страны также приняли золотой стандарт. В то время Британия была ведущей в экономическом отношении державой мира, и другие страны надеялись достичь такого же экономического успеха путем имитации британских законов. В 1879 г. Соединенные Штаты успешно присоединились к золотому стандарту, привязав к золоту свои бумажные "гринбаксы" (greenbacks), выпускавшиеся во время Гражданской войны. Американский Закон о золотом стандарте 1900 г. институционально закрепил связь доллар золото. Превосходство Британии в международной торговле и передовое развитие ее финансовых институтов естественным образом обусловило положение Лондона как центра международной валютной системы, основанной на золотом стандарте.