История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Ресурсы и относительное предложение

Базовое соотношение между ресурсами и относительным предложением таково: страна, где много капитала и мало земли, будет при любых ценах производить сравнительно больше промтоваров, чем продовольствия, а страна, где много земли и мало капитала наоборот. Рассмотрим, что будет в одной из стран, если увеличится предложение какого-то ресурса. Пусть, например, в Японии вырастет предложение капитала. Последствия этого показаны на рис. 3.10. При прочих равных условиях рост объемов применяемого капитала приведет к росту предельной производительности труда в секторе промтоваров. Отсюда кривая спроса на труд в этом секторе сместится вправо с

При любом уровне цен

на промтовары и продовольствие данный рост спроса на труд приведет к смещению равновесия в экономике из точки 1 в точку 2: в сектор промтоваров теперь перейдет часть работников, ранее занятых в производстве продовольствия. Выпуск промтоваров вырастет по двум причинам: в этом секторе теперь будет занято больше работников, а применяемый капитал также увеличится. Производство продовольствия упадет из-за снижения занятости. Поэтому при любом данном уровне относительных цен на промтовары их относительный выпуск будет расти. Отсюда можно сделать вывод, что рост предложения капитала смещает кривую относительного предложения вправо. Соответственно рост предложения земли увеличит производство продовольствия и сократит выпуск промтоваров: кривая относительного предложения сместится влево. А что произойдет, если увеличится предложение труда? Здесь ситуация не столь ясна. Чтобы предприниматели наняли дополнительных рабочих, заработная плата должна упасть. Это увеличит занятость, а также выпуск и промтоваров, и продовольствия, а кривая относительного предложения в этом случае может изменяться самым различным образом. Предположим, однако, что Америка и Япония имеют равное предложение труда, но в Японии большее предложение капитала, а в Америке земли. Эта ситуация показана на рис. 3.11. Кривая относительного предложения для Японии

лежит правее такой же кривой для Америки

. Сравнительное изобилие капитала и дефицит земли в Японии приводят к тому, что она производит много промтоваров и мало продовольствия при любом уровне относительных цен на промтоварыv в то время как для Америки характерна обратная ситуация.