История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Политика изменения расходов и политика переключения расходов

Линии // и XX делят график на четыре области, которые иногда называют "четырьмя зонами экономического дискомфорта". В каждой из этих зон представлены результаты различных политических установок. В зоне 1 уровень занятости слишком высок и слишком велико положительное сальдо счета текущих операций; в зоне 2 уровень занятости слишком высок, но дефицит баланса текущих операций слишком велик; в зоне 3 существуют неполная занятость и излишний дефицит; в зоне 4 неполная занятость соседствует с положительным сальдо счета текущих операций, превышающим контрольный уровень. Действуя совместно, бюджетная и валютная политики могут привести экономику на пересечение линий // и XX (в точку 1), где выполняются условия как внутреннего, так и внешнего равновесия. Точка 1 характеризует политическую установку, которая приводит экономику в состояние, наиболее предпочтительное с позиций тех, кто формирует политику. Если изначально экономика находилась вне точки 1, то бюджетная политика и валютный курс должны быть соответствующим образом скорректированы, чтобы достичь внутреннего и внешнего равновесия. Изменения в бюджетной политике, которые ведут экономику к точке 1, называются политикой изменения расходов, поскольку они меняют уровень общего спроса на товары и услуги в экономике. Сопутствующая корректировка валютного курса называется политикой переключения расходов, поскольку она меняет направление спроса, переключая его между местной и импортной продукцией. Вообще говоря, для достижения внутреннего и внешнего равновесия необходимо как изменение, так и переключение расходов. В соответствии с правилами Бреттон-Вудской системы изменения валютного курса (политика переключения расходов) не должны происходить часто. Это делало бюджетную политику главным инструментом приведения экономики к внутреннему и внешнему равновесию. Однако, как следует из рис. 19.1, одного инструмента бюджетной политики обычно недостаточно для достижения двух целей внутреннего и внешнего равновесия. Лишь в том случае, когда экономика отклонилась от точки 1 в горизонтальном направлении, бюджетная политика способна выполнить задачу самостоятельно. Кроме того, бюджетная политика довольно неуклюжий инструмент, поскольку часто ее нельзя проводить без санкции законодательного органа. Другой ее недостаток состоит в том, что, например, бюджетная экспансия через некоторое время может потребовать противоположных действий, если она ведет к хроническому дефициту государственного бюджета. Из-за негибкости валютных курсов творцы политики порой сталкиваются с дилеммой. При бюджетной политике и валютном курсе, которым соответствует точка 2 на рис. 19.2, имеют место неполная занятость и излишний дефицит баланса текущих операций. Только сочетание девальвации и бюджетной экспансии, показанное на рисунке, приводит экономику к внутреннему и внешнему равновесию (точка 1). Экспансионистская бюджетная политика, проводимая сама по себе, может исключить безработицу, что будет означать перемещение состояния экономики в точку 3, однако за снижение безработицы придется заплатить увеличением внешнего дефицита. Хотя ограничительная бюджетная политика одна может привести к достижению внешнего равновесия (точка 4), результатом будет падение производства, и экономика еще больше отдалится от состояния внутреннего равновесия. Неудивительно, что политические дилеммы, подобные той, которая возникла в точке 2, дают повод подозревать готовящуюся девальвацию валюты. Девальвация, повышая реальный валютный курс

, одним ударом улучшает баланс текущих операций и

совокупный спрос. В противном случае для получения такого же повышения реального валютного курса через падение Р потребуется длительный и неприятный в политическом отношении период безработицы14. Иногда все же страны использовали изменения своих валютных курсов, чтобы приблизиться к внутреннему и внешнему равновесию, хотя обычно это сопровождалось кризисами платежного баланса. Кроме того, многие страны ужесточали контроль за сделками по счету движения капитала с целью перерезать связи между процентными ставками в стране и за границей и усилить эффективность кредитно-денежной политики. В этом они преуспели лишь отчасти, о чем свидетельствуют события, приведшие к краху системы. Проблема внешнего равновесия в Соединенных Штатах В Соединенных Штатах проблема внешнего равновесия была иной, нежели в остальных странах Бреттон-Вудской системы. Будучи эмитентом N-ной валюты, Соединенные Штаты не несли ответственности за привязку валютных курсов к доллару. Основная задача США поддерживать долларовую цену золота на уровне 35 долл. за унцию и обеспечивать возможность центральным банкам переводить их долларовые резервы в золото по этой цене. Для этого им были необходимы значительные запасы золота.

Коль скоро США были обязаны продавать иностранным центральным банкам золото за доллары, возможность того, что другие страны могут конвертировать свои долларовые резервы в золото, являлась потенциальным внешним ограничением американской внешнеэкономической политики. Однако на практике иностранные центральные банки охотно держали у себя доллары, поскольку они приносили процент и представляли собой главным образом международные деньги. Логика золотовалютного стандарта диктовала, что иностранные центральные банки должны продолжать накапливать доллары. Мировое

предложение золота росло недостаточно быстро, чтобы успевать за мировым экономическим ростом, поэтому для центральных банков единственным способом поддержания адекватного уровня международных резервов (не прибегая к дефляции) было накопление долларовых активов. Время от времени имели место официальные конвертации долларов в золото, это истощало американский золотой запас и вызывало беспокойство. Однако поскольку большинство центральных банков с охотой пополняли свои резервы долларами и воздерживались от использования права продавать доллары за американское золото, внешнее ограничение, которому подвергались США, оказывалось по сравнению с другими странами менее жестким15. В известной книге, вышедшей в 1960 г., экономист из Йельского университета Роберт Триффин привлек внимание к фундаментальной долгосрочной проблеме Бреттон-Вудской системы проблеме доверия . В то время, когда Триффин писал свою работу, золотой запас США превышал их долларовые обязательства иностранным центральным банкам. Однако Триффин понимал, что поскольку международные резервы центральных банков должны все время расти, наступит момент, когда их долларовые средства обязательно станут больше золотого запаса США. Поскольку Соединенные Штаты обещали выкупать эти доллары по цене 35 долл. за одну унцию золота, они не смогут вьшолнить своих обязательств, если все владельцы долларов одновременно попытаются обратить их в золото. В связи с этим встает проблема доверия: понимая, что их доллары уже не "так же хороши, как золото", центральные банки могут не пожелать накапливать доллары и даже могут подорвать систему, предъявив к оплате уже имеющиеся у них доллары. Предсказание Триффина опиралось на исторический прецедент: в 1931 г. официальные владельцы фунтов, зная, насколько

скуден золотой запас Великобритании, способствовали подрыву системы золотого стандарта, предприняв неожиданную попытку получить золото за свои фунты. Одно из возможных предлагавшихся в то время решений проблемы состояло в повышении официальной цены золота в долларах и единицах всех остальных валют. Однако такое повышение имело бы инфляционный эффект и вело бы к неприятным в политическом плане последствиям обогащения основных золотодобывающих стран. Кроме того, повышение цены золота привело бы к тому, что центральные банки приготовились бы к дальнейшему падению стоимости своих долларовых резервов, выраженной в золоте. Это, по-видимому, не решило бы проблему доверия, а лишь усугубило бы ее. Триффин предложил план, согласно которому МВФ выпускает собственную валюту, которую центральные банки держали бы вместо долларов в качестве международных резервов. В соответствии с планом МВФ будет обеспечивать соответствующий рост предложения международных резервов подобно тому как центральный банк обеспечивает соответствующий рост предложения национальных денежных единиц. В результате план Триффина превратил бы МВФ в центральный банк мира17. В 1967 г. члены МВФ приняли решение о создании специальных прав заимствования (СДР), искусственных резервных активов, схожих с валютой МВФ, которую предлагал Триффин. Специальные права заимствования используются в сделках между центральными банками, однако их создание оказало относительно слабое влияние на функционирование международной валютной системы. Отчасти это объясняется тем, что с конца 1960-х гг. в системе фиксированных валютных курсов начали появляться признаки неблагополучия, которые вскоре привели к ее краху. Эти признаки неблагополучия были тесно связаны с особым положением Соединенных Штатов.