История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Внешняя торговля и относительные цены

В рассматриваемой модели внешняя торговля, как всегда, ведет к выравниванию относительных цен, что показано на рис. 3.11. Поскольку объем относительного спроса в Японии и Америке одинаков, кривой относительного спроса для двух стран будет одна и та же линия

которая является одновременно и кривой относительного спроса для всего мирового рынка.

соответственно кривые относительного предложения

для Японии и Америки. Так как Япония лучше обеспечена капиталом и хуже землей, в то время как Америка наоборот,

лежит правее

Причем до вступления стран в торговлю относительная цена промтоваров в Японии

ниже, чем в Америке

После вступления в торговый обмен обе страны образуют единое мировое хозяйство, где предложение промтоваров и продовольствия является суммой соответствующих национальных объемов производства. Всемирное предложение промтоваров

лежит между их относительными предложениями в двух странах. Аналогично мировая относительная цена на промтовары

расположена между внутренними ценами на них до вступления в торговый обмен. Внешняя торговля ведет в итоге к росту относительной цены промтоваров в Японии и к падению ее в Америке.

Характер торговли

Если разница относительных цен на промтовары есть причина торгового обмена, то каким образом выравнивание

отразится на характере внешней торговли? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть ряд фундаментальных взаимосвязей между ценами, производством и потреблением. В отсутствие торговли производство в стране должно быть равно потреблению. Если

потребление промтоваров, а

продовольствия, то в закрытой экономике

При наличии внешней торговли набор потребляемых благ может отличаться от набора производимых. Хотя потребляемые и производимые количества каждого товара могут различаться, страна, однако, не может тратить больше, чем зарабатывать: стоимость потребляемых благ должна быть равна стоимости того, что произведено. Это значит, что Здесь

это продовольственный импорт страны, т.е. избыток потребления продовольствия над ее производством. В правой части равенства находится произведение относительной цены промтоваров и избытка их производства над потреблением, т.е. экспорт промтоваров. Таким образом, из данного равенства можно сделать вывод, что импорт продовольствия равен произведению экспорта промтоваров и их относительной цены. Это, правда, еще не говорит о том, сколько конкретно товаров будет импортироваться и экспортироваться, но все же из данного равенства можно заключить, что верхним пределом импорта страны является объем ее экспорта. Равенство (3.9) поэтому принято называть бюджетным ограничением2. Рис. 3.12 иллюстрирует две важные черты бюджетного ограничения для открыто! экономики. Во-первых, наклон линии бюджетного ограничения равен -

т.е. относительной цене промтоваров со знаком минус. Суть этого факта в том, что потребляя н одну единицу промтоваров меньше, можно сэкономить средства

достаточные для пс купки

дополнительных единиц продовольствия. Во-вторых, линия бюджетного ограничения является касательной к границе производственных возможностей, котора