История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Инициативы европейской валютной реформы, 1969-1978 гг.

На встрече в Гааге в декабре 1969 г. лидеры Европейского Сообщества выдвинули инициативу перехода к валютному объединению Европы. Они назначили Пьера Вернера, премьер-министра и министра финансов Люксембурга, главой комитета, в задачу которого входило наметить конкретные шаги по ликвидации внутриевропейских изменений валютных курсов, централизации решений ЕС по вопросам кредитно-денежной политики и по снижению остающихся торговых барьеров внутри Европы. В мае 1971 г. ЕС приняло доклад Вернера, где выдвигалась трехэтапная программа, которая по завершении приведет к закреплению валютных курсов ЕС и интеграции отдельных национальных банков в объединенную на федеральных началах европейскую систему банков. Чем было обусловлено стремление стран ЕС к большей координации кредитно-денежной политики и большей стабильности валютных курсов в конце 1960-х гг.? Существовало три побудительных мотива. Один отражал политические изменения в мировой экономике, другой надежды на эволюцию ЕС, третий административные проблемы, которые ставят перед ЕС изменения валютных курсов.1. Усиление роли Европы в мировой валютной системе. Валютный кризис 1969 г. сопровождался потерей веры европейцев в готовность Соединенных Штатов поставить свои валютные обязательства выше национальных интересов . Занимая единую позицию по валютным проблемам, страны ЕС надеялись более эффективно защищать свои экономические интересы перед нарастающим "своекорыстием" Соединенных Штатов. 2. Превращение Европейского Сообщества в действительно объединенный рынок. Хотя Римский договор 1957 г. при создании ЕС основал Таможенный союз, внутри Европы сохранились значительные официальные барьеры для перемещения товаров и факторов производства. Постоянной задачей членов ЕС была ликвидация всех этих барьеров и преобразование ЕС в громадный объединенный рынок по примеру Соединенных Штатов. Между тем официальные лица в европейских правительствах были убеждены, что неопределенность в валютных отношениях, подобно официальным торговым барьерам, является основным фактором сокращения торговли в Европе. С их точки зрения невозможно придти к действительно объединенному европейскому рынку, пока взаимно не зафиксированы европейские валютные курсы.

3. Предотвращение разрушения Единой сельскохозяйственной политики (САР). Пожалуй, наиболее сильным побудительным мотивом были огромные трудности приспособления САР ЕС к изменениям валютных курсов (вспомните нашу дискуссию в гл. 9 об экономической неэффективности САР).

САР гарантирует фермерам ЕС минимальную поддерживающую цену на их продукцию. Желая соблюсти симметрию в отношении всех фермеров ЕС, САР выражает поддерживающую цену через корзину валют ЕС, которая с 1979 г. называется Европейской валютной единицей (ECU ЭКЮ) Однако при таком способе определения поддерживающей цены на сельскохозяйственную продукцию сразу же возникает проблема: когда происходит урегулирование валютных курсов в Европе, выясняется, что реальное значение поддерживающей цены для фермеров одних стран увеличилось, а для других уменьшилось.

Простой пример иллюстрирует этот эффект. Если поддерживающая цена ЕС на пшеницу составляет 10 ЭКЮ за бушель, а ЭКЮ стоит 5 французских франков, то французский производитель пшеницы получает 50 франков за бушель (5 франков за ЭКЮ х 10 ЭКЮ за бушель). Если в то же время ЭКЮ стоит 3 немецкие марки, то немецкий фермер получит 30 марок за бушель пшеницы (3 марки за ЭКЮ х 10 ЭКЮ за бушель).

Предположим теперь, что произошло такое урегулирование валютных курсов, при котором Франция девальвировала свою валюту до 6 франков за ЭКЮ, а Германия ревальвировала свою валюту до 2 марок за ЭКЮ1. Каким будет воздействие этого изменения на цены в национальной валюте, получаемые французскими и немецкими производителями пшеницы? Цена, которую получает за пшеницу французский производитель, возрастет с 50 до 60 франков за бушель (6 франков за ЭКЮ х 10 ЭКЮ за бушель), тогда как цена, которую получает немецкий производитель, упадет с 30 до 20 марок за бушель (2 марки за ЭКЮ х 10 ЭКЮ за бушель). Ясно, что урегулирование валютных курсов увеличило доход французского фермера и сократило доход немецкого фермера.

Такого рода перераспределение дохода всегда вызывает политические протесты, поэтому ЕС было вынуждено принимать сложные и дорогостоящие административные меры противодействия ему2. Стремление ликвидировать искажения в финансовой сфере, дабы предотвратить резкие различия в доходах фермеров, является одним из основных факторов, объясняющих нелюбовь политиков ЕС к непостоянным валютным курсам. Соображения, по которым ведущие политики ЕС выступают за общую стабильность валют, мало изменились с конца 1960-х гг. Однако точка зрения Комитета Вернера опередила свое время. В условиях экономической неустойчивости периода кризиса доллара в 1971-1973 гг. большинство европейских лидеров не пожелали полностью отказаться от возможности направлять национальную кредитно-денежную политику на решение отечественных задач. Вместо этого Германия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург, к которым периодически присоединялись другие европейские страны, условились о неформальном совместном плавании своих валют по отношению к доллару, известном под названием "змея". Участие Франции, Италии и Великобритании в договоренностях о "змее" было коротким и носило спорадический характер; тем не менее "змея" послужила прологом к формированию более общей Европейской валютной системы.