История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Проблемы , обусловленные доминированием германии

Хотя более низкая инфляция является преимуществом, доминирование Германии в валютной области имело и свои издержки для ее партнеров по ЕВС. Подобно тому как правительство США иногда ставило собственные интересы выше своей особой ответственности в условиях Бреттон-Вудской системы, Германию обвиняли в том, что она подчиняет валютную политику собственным экономическим нуждам. Как мы увидим позже в этой главе, экономическая политика Германии впоследствии затруднила для стран ЕВС функционирование в условиях фиксированных валютных курсов и стимулировала поиск альтернативной европейской валютной системы с меньшим доминированием Германии.

Страны ЕС пытались достичь большего внутреннего экономического единства не только с помощью взаимной фиксации валютных курсов, но и путем непосредственных мер стимулирования свободного движения товаров, услуг и факторов производства. Далее в этой главе вы узнаете, что степень интеграции рынка товаров и факторов производства в Европе помогает определить, как фиксированные валютные курсы воздействуют на макроэкономическую стабильность Европы. Предпринятые в Европе усилия по повышению микроэкономической эффективности путем непосредственной либерализации рынка, кроме того, сделали фиксированные валютные курсы на макроэкономическом уровне более предпочтительными для нее. Поэтому для нашего обсуждения валютной политики в Европе важно рассмотреть последнюю фазу либерализации рынка ЕС, представляющую собой далеко идущий план, известный под названием "1992", так как все его задачи предполагалось выполнить к 1 января 1993 г. Как было показано в гл. 8, процесс объединения рынка, который начался формированием Таможенного союза первыми членами ЕС в 1957 г., спустя 30 лет все еще не был завершен. В ряде отраслей, таких, как автомобилестроение и телекоммуникации, развитие внутриевропейской торговли сдерживалось вводимыми государством стандартами и требованиями регистрации. Нередко государственное лицензирование или практика закупок фактически обеспечивали национальным производителям монопольное положение на внутреннем рынке. Ущерб торговле наносило и различие в национальных налоговых структурах и правилах обеспечения безопасности и охраны здоровья. Например, страны с высокими налогами на добавленную стоимость устанавливали таможенные посты на границах ЕС, чтобы не позволять своим гражданам делать покупки в расположенных по соседству странах с низкими налогами. Таможенный контроль был необходим и для обеспечения национальных стандартов продукции. Значительные барьеры для движения факторов производства внутри Европы также сохранялись8.

В июне 1985 г. исполнительный орган ЕС Европейская комиссия опубликовал "Белую бумагу", содержавшую 300 предложений по "Завершению формирования внутреннего рынка" к концу 1992 г., т.е. по отмене остающихся внутренних барьеров для торговли, движения капитала и миграции рабочей силы. В Акте о Единой Европе 1986 г.

(внесшем поправки в изначальный Римский договор) члены ЕС предприняли принципиально важные шаги по воплощению "Белой бумаги" 1992 г. в жизнь. Самым важным был отказ от требования Римского договора о единогласном одобрении мероприятий по завершению формирования рынка, так что один или два эгоистичных члена ЕС больше не могли блокировать меры по либерализации торговли, как это было в прошлом. Таким образом Акт о Единой Европе предоставил Европейскому Сообществу процессуальный инструмент, необходимый для достижения ее далеко идущей цели, а именно: "включения во внутренний рынок зоны без внутренних границ, в которой гарантируется свободное перемещение товаров, людей, услуг и капиталов". К настоящему времени большинство мероприятий плана 1992 г. по объединению рынка осуществлены или же находятся в процессе осуществления. Экономические барьеры внутри Европы в целом ниже, чем десятилетие назад, но успех плана 1992 г. был неодинаковым в различных сферах. Например, финансовый капитал может переливаться совершенно свободно не только в рамках Европейского Сообщества, но и между Европейским Сообществом и странами, находящимися под его юрисдикцией. Хотя отдельные страны ЕС все еще сохраняют контроль над валютными сделками и движением капитала, его намечено отменить.

Однако меньшего прогресса удалось добиться в понижении барьеров для свободного передвижения людей в Европейском Сообществе. Рабочие стран ЕС имеют юридическое право искать работу или проживать в любой стране Сообщества, но мобильность рабочей силы остается ограниченной. Некоторые члены ЕС опасаются нелегальной иммиграции извне Европейского Сообщества, и в силу этого изначальная цель отменить паспортный контроль на общей для членов ЕС границе к 1 января 1993 г. не была полностью достигнута.