История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Характер торговли

Экономисты не могут обсуждать эффекты от внешней торговли либо рекомендовать изменить что-либо во внешнеторговой политике, если нет уверенности, что их теории корректно объясняют то, что происходит в данный момент. Поэтому попытки объяснить характер торговли кто, что и кому продает всегда были главной целью теории международной экономики. Ряд аспектов торговли не вызывает проблем. Климат и природные ресурсы убедительно объясняют, почему Бразилия экспортирует кофе, а Саудовская Аравия нефть. Однако во многих случаях характер внешней торговли не столь очевиден. Почему Япония экспортирует автомобили, а США авиатехнику? В начале XIX в. английский экономист Давид Рикардо дал объяснение характеру торговли исходя из международных различий в производительности труда, что остается одним из важных теоретических положений и сегодня . В XX в., однако, появились и альтернативные объяснения. Одно из них, самое распространенное и вместе с тем противоречивое, объясняет характер торговли несовпадением структуры имеющихся национальных ресурсов капитала, труда и земли пропорциями использования этих факторов в производстве разных товаров. Эту теорию рассмотрим в гл. 4. Предпринятые в последнее время попытки проверить применимость этой теории говорят, что она менее убедительна, чем многие более ранние подходы. Также недавно рядом исследователей международной экономики были предложены теории, допускающие значительную роль случайного фактора в характере внешней торговли. Эти теории рассматриваются в гл. 6.

Протекционизм

Поскольку идея выгод от торговли является центральным моментом всей теории международной экономики, то в вечных дебатах по экономической политике ведущая роль принадлежит теме противопоставления протекционизма и свободной торговли. С тех пор как в XVI в.

Что изучает теория международной экономики?

появились современные национальные государства, их правительства путем ограничения импорта стремятся оградить своих производителей от иностранной конкуренции, но при этом и помочь им в борьбе на мировых рынках, субсидируя экспорт. Одна из постоянных задач теоретиков международной экономики анализ этой так называемой протекционистской политики и очень часто, если не всегда, критика протекционизма и доказательство преимущества более свободной торговли. Вопросы протекционизма весьма актуальны для США в связи с тенденциями, показанными на рис. 1.1. После второй мировой войны США выступали на международной арене в пользу свободной торговли, видя в ней не только путь к процветанию, но и залог мира на Земле. Но рост воздействия внешней торговли на экономику США в 1965-1980 гг. привел к тому, что многие отрасли столкнулись с иностранной конкуренцией на внутреннем рынке. Некоторые производители сочли ее слишком опасной и потребовали таможенной защиты. В 1970-е годы эти требования столкнулись с протестами представителей других отраслей, которые извлекали большие прибыли из роста экспорта. Тем не менее в 1980-е годы, когда экспорт стабилизировался, настроения в Конгрессе сменились в пользу протекционизма. Администрации Рейгана и Буша сопротивлялись этому политическому давлению, но сделали все же ряд уступок, ограничив импорт японских автомобилей, европейской стали, канадского леса и многих других товаров. Недавно Конгресс принял важное дополнение к законодательству Omnibus Trade and Competitiveness Act 1988 г., который существенно ужесточает торговую политику США. Хотя большинство теоретиков внешней торговли по-прежнему против протекционизма, существует реальная возможность, что в ближайшие годы США отойдут от принципов свободной торговли, которых они придерживались последние сорок лет. Вследствие исторического значения и сегодняшней актуальности этой темы протекционизму посвящена почти четверть данного учебника. За многие годы исследователи международной экономики разработали простую, но действенную методику анализа воздействия государственной политики на торговлю. Эта методика позволяет не только предсказать эффект внешнеторговой политики, но и провести анализ выгод и потерь и получить критерий для определения, когда государственное вмешательство благотворно для экономики. Мы рассмотрим эту методику в гл. 9 и 10 и будем использовать ее при обсуждении ряда вопросов торговой политики как в этих главах, так и в двух последних. В реальности, однако, правительства не всегда принимают те решения, которые вытекают из анализа потерь и выгод, сделанного экономистами. Это не означает вместе с тем, что такой анализ бесполезен. Он помогает понять смысл внешнеторговой политики, показать, кто выигрывает, а кто теряет от таких мер правительства, как квоты на импорт либо экспортные субсидии. Ключевое положение данного анализа состоит в том, что конфликты интересов внутри страны часто важнее конфликтов интересов между странами. В гл. 3 и 4 рассматривается влияние торговли на распределение доходов внутри страны, а в гл. 10, 11 и 12 показано, что определяющим фактором во внешнеторговой политике часто являются отнюдь не общенациональные, а узкогрупповые интересы.