История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Распределение доходов и выгоды от торговли

Мы убедились, что производственные возможности зависят от ресурсов и технологии; выбор того, что производить, зависит от относительных цен на промтовары; мы показали, как относительные цены влияют на реальные вознаграждения факторов производства, а также как внешняя торговля влияет на относительные цены и бюджетные ограничения. Теперь предстоит ответить еще на один важный вопрос: кто выигрывает, и кто несет убытки от внешней торговли? Начнем с выяснения, каково влияние торговли на доходы отдельных групп людей и как она воздействует на благосостояние всей страны в целом.

При рассмотрении влияния внешней торговли на отдельные группы населения важнейшим моментом является изменение относительных цен на промтовары и продовольствие. Рассмотрим сначала, что происходит в Японии. Согласно принятым нами посылкам, в отсутствие торговли в Японии будет более низкая цена на промтовары, чем за рубежом. Но так как торговля ведет к выравниванию относительных цен, то возрастает

Тогда в Японии, как мы уже видели выше, в результате роста

выиграют владельцы капитала, понесут убытки владельцы земли, а для наемных рабочих какого-то однозначного вывода сделать невозможно. В Америке эффект от изменения относительных цен будет прямо обратный: эти цены упадут. В Америке получат выгоду от торговли землевладельцы, капиталисты понесут потери, а для наемных работников вновь влияние этого факта нельзя оценить однозначно. Общий вывод отсюда довольно прост: в результате торговли увеличивается вознаграждение того фактора, который является специфическим для экспортного сектора данной страны, ив то же время падает вознаграждение факторов специфических для отраслей, конкурирующих с импортом, влияние же торговли на мобильные факторы однозначно оценить невозможно. Перевешивают ли выгоды от торговли потери от нее? На этот вопрос, казалось бы, можно ответить просто: нужно суммировать все выигрыши и потери от торговли, а затем сравнить их между собой. Проблема при таком подходе только одна: мы сравниваем уровни благосостояния, оценка которых носит весьма субъективный характер. Предположим, что капиталисты в массе своей люди скучные и вряд ли получат какое-то удовольствие от приращения потребления, а вот землевладельцы жизнелюбы получат от него огромное удовлетворение. Отсюда можно было бы предположить, что торговля снизит общий уровень благосостояния в Японии. Но ведь и обратное утверждение

может оказаться правдой. Да и вообще измерять удовольствие, которое человек получает от жизни это уже за рамками экономического анализа.

Более перспективный путь оценки выгод от торговли состоит в ответе на следующий вопрос: могут ли выгоды тех, кто выиграл от торгового обмена, компенсировать убытки тех, кто проиграл? Если это возможно, внешнюю торговлю можно квалифицировать как потенциальный источник выгод для каждого индивидуума. Доказательство этой идеи состоит из трех последовательных шагов:

1. Мы должны отметить, что в отсутствие торговли страна может производить только то, что потребляет, и наоборот. Отсюда потребление в этом случае соответствует только одной точке на границе производственных возможностей, что и показано на рис. 3.14, где уровень потребления в отсутствие торговли задан точкой 2.

2. Далее отметим, что возможна ситуация, когда в открытой экономике обоих товаров будет потребляться больше по сравнению с объемами их потребления в закрытом хозяйстве. Бюджетное ограничение на рис. 3.14 отражает все возможные комбинации продовольствия и промтоваров, которые могут потребляться в стране при данном уровне относительных цен на промтовары. Один из отрезков этой линии лежит в заштрихованной части рисунка. Для всех точек этого отрезка потребление обоих товаров и продовольствия и промтоваров выше, чем в ситуации отсутствия внешней торговли. Отметим также, что данный вывод никак не связан с тем, что уровень производства и потребления до торговли соответствовал точке 2. Потенциальная возможность увеличить объемы потребления обоих товаров существует всегда, за исключением случая, когда уровень производства до торговли был в точке 1.

3. И наконец, если доказана возможность потребления обоих товаров в большем объеме, то значит в принципе каждый из индивидуумов может увеличить свое потребление и получить выгоды от внешней торговли. Конечно, каждый может получить их, и если он потребляет меньше какого-то одного товара, зато другого больше. Это лишь подтверждает наш вывод о том, что от внешней торговли могут выиграть все.

Основная причина потенциальных выгод торговли заключается в расширении возможностей выбора для банной страны. Это означает, что всегда можно распределить доход таким путем, чтобы каждый извлек из торговли выгоды3. Тот факт, что каждый может получить выгоды от внешней торговли, к сожалению, не означает, что он действительно их получит. В реальной жизни наличие как проигравших, так и выигравших от внешней торговли является главной причиной существования торговых барьеров между странами. Политическая экономия внешней торговли: предварительные замечания Внешняя торговля одним приносит прибыль, другим убытки. Именно этот факт определяет внешнюю политику в современной экономике. Ее мы детально рассмотрим в гл. 9-12. Однако уже сейчас можно сделать ряд предварительных замечаний на эту тему. Существуют два аспекта в анализе торговой политики (как и любой государственной политики вообще): 1) что должно сделать правительство исходя из тех или иных целей? Какова оптимальная торговая политика? 2) что на практике предпринимает правительство? Влияние торговли на распределение доходов имеет большое значение для первого аспекта анализа и решающее для второго.