История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Может ли европа извлечь урок из американского бюджетного федерализма?

В 1992 г. в Калифорнии наступил особенно глубокий спад, вызванный серией потрясших ее стихийных бедствий и сокращением спроса на связанную с оборонными нуждами продукцию. Если бы у Калифорнии была собственная валюта, правительство штата могло бы девальвировать ее и переключить мировой спрос на калифорнийскую продукцию. Но коль скоро в Калифорнии имеет хождение тот же доллар, что и в других 49 штатах, у нее не было такой возможности. Вместо этого Калифорния переживала высокую безработицу (более 10% к концу 1992 г.), заставившую многих рабочих и бизнесменов уехать из штата.

Спад в Калифорнии являет собой мрачный пример потери в экономической стабильности, обусловленной членством в валютной зоне. Однако никто всерьез не думал, что, выйдя из нее, Калифорния могла бы улучшить свое положение. Отделившись, Калифорния лишилась бы преимуществ американского бюджетного федерализма, который предоставляет терпящим экономическое бедствие штатам право на помощь со стороны других штатов. Поток бюджетной помощи циркулирует во всей экономике США и служит важным элементом обеспечения работоспособности американской валютной зоны.

Широко известной формой помощи попавшим в беду штатам является федеральное пособие в связи со стихийным бедствием. Но федеральная система налогов и трансфертных платежей полностью страхует и от других экономических несчастий. Например, когда доход в Калифорнии рос медленнее, чем в других штатах, ее платежи Вашингтону в виде подоходного налога и налога с корпораций автоматически сократились в соответствующем размере. Одновременно из федерального бюджета возросли этому штату некоторые трансфертные платежи (например, пособие по социальному обеспечению и пособие для ветеранов). В результате чистого перелива денег из федерального бюджета в Калифорнию налогоплательщикам других регионов Соединенных Штатов пришлось взять на себя большее налоговое бремя*.

Хавьер Сала-и-Мартин из Йельского Университета и Джеффри Сакс из Гарвардского Университета изучили, как этот механизм страхования работает в девяти регионах США. Они подсчитали, что в период 1970-1988 гг. на 1 долл. сокращения дохода региона приходилось от 33 до 37 центов сокращения налоговых платежей Вашингтону и от 1 до 8 центов увеличения трансфертных поступлений. Таким образом, по крайней мере одна треть экономических потерь региона, которому не повезло, компенсируется федеральной бюджетной системой. Ничего похожего на эту правительства стран ЕС не создали, хотя более богатые члены ЕС все же осуществляют ограниченные структурные* плотежи более бедным партнерам. На самом деле, страхование в таких масштабах было бы сейчас неосуществимо в Европе, поскольку общий доход центральных органов ЕС составляет лишь малую долю суммарного ВНП стран ЕС. Следовательно, бюджетный федерализм, способствующий успешному функционированию американской валютной зоны, несмотря на экономическое разнообразие регионов США, в ЕС почти отсутствует. Тем не менее многие европейские лидеры решили, что следующим шагом к созданию единого внутреннего рынка ЕС должна стать замена самой ЕВС единой европейской валютой, выпускаемой единым европейским центральным банком. Как мы покажем далее, стремление к единой валюте мотивировалось не только экономическими, но и политическими соображениями. Насколько целесообразна или вообще осуществима эта фантастическая программа? Подробнее рассмотрим планы перехода к единой валюте в Европе, а затем покажем, как они были разрушены в 1992 и 1993 гг.