История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Европейский валютный союз

Существует много способов, с помощью которых страны могут связывать свои валюты друг с другом. Их можно представить в виде спектра, на одном конце которого договоренность, требующая пожертвовать независимостью кредитно-денежной политики в небольшой степени, а на другом соглашение, предполагающее полный отказ от независимости.

Изначально Европейская валютная система (ЕВС), для которой были характерны частые урегулирования валютных курсов и широкомасштабный государственный контроль за движением капитала, оставляла странам значительную свободу в проведении национальной кредитно-денежной политики. Но в 1989 г. комитет, возглавляемый президентом Европейской комиссии Жаком Делором, предложил трехэтапный план перехода к другому концу такого спектра, т.е. создание Европейского валютного союза Европейского

Сообщества (ЕС), в котором национальные валюты заменяются единой валютой ЕС, контролируемой действующим от имени всех членов ЕС единым центральным банком.

На первом этапе плана Делора все члены ЕС должны присоединиться к валютному механизму ЕВС. (Греция так никогда и не присоединилась, а Великобритания и Италия приостановили свое участие в сентябре 1992 г.). На втором этапе должны сузиться пределы колебаний валютных курсов и усилиться централизованный контроль ЕС за определенными решениями в области макроэкономической политики. Наконец, в соответствии с третьим этапом плана Делора национальные валюты заменяются экю и все полномочия определять кредитно-денежную политику передаются Европейской системе центральных банков (аналогичной американской Федеральной резервной системе), во главе которой стоит Европейский центральный банк. 10 декабря 1991 г. лидеры государств ЕС встретились в старинном голландском городе Маастрихте и приняли решение предложить для ратификации в своих странах далеко идущие поправки к Римскому договору. Имелось в виду, что эти поправки прямой дорогой приведут ЕС к Европейскому валютному союзу. Согласно 250-страничному Маастрихтскому договору второй этап плана Делора должен был начаться 1 января 1994 г., а третий этап не позднее 1 января 1999 г. В дополнение к положениям, касающимся кредитно-денежной политики, Маастрихтский договор включал мероприятия по гармонизации социальной политики внутри ЕС (в таких областях, как техника безопасности на рабочем месте, защита потребителя и иммиграционные правила) и централизации внешнеполитических и оборонных решений, которые до этого все члены ЕС принимали самостоятельно.

Эти предложения вызвали противоречия и страстные споры по всей Европе. Почему лидеры ЕС так спешили к Европейскому валютному союзу, если Сообщество даже не отвечало требованиям, предъявляемым к оптимальной валютной зоне? Их стремление к Европейскому валютному союзу можно объяснить тремя основными причинами.

1. Они считали, что единая валюта ЕС даст больший выигрыш в валютной эффективности, чем фиксированные валютные курсы, так как ликвидирует угрозу урегулирования валютных курсов и исключит издержки участников торговли по конвертации одной валюты ЕВС в другую.

2. Некоторые лидеры ЕС полагали, что вследствие контроля Германии над кредитно-денежной политикой ЕВС она имеет перекос в сторону макроэкономических целей Германии за счет интересов ее партнеров по ЕВС. Европейскому центральному банку, который с переходом к Европейскому валютному союзу заменит немецкий Бундесбанк, придется быть более внимательным к проблемам других стран.

3. Лидеры всех стран ЕС надеялись, что положения Маастрихтского договора гарантируют политическую стабильность в Западной Европе. Помимо чисто экономических функций, единая валюта ЕС должна была играть роль убедительного символа стремления Европы поставить сотрудничество выше соперничества между народами, которое в прошлом часто приводило к войне.

Критики Маастрихтского договора отрицали, что Европейский валютный союз приведет к позитивным результатам, и выступали против положений договора, наделяющих ЕС большими государственными полномочиями. Для них Европейский валютный союз был проявлением тенденции центральных органов ЕС пренебрегать местными интересами, вмешиваться в местные дела и принижать значение символов национальной самобытности (включая, разумеется, и национальные валюты). Вопреки оптимисти еской атмосфере Маастрихта договор скоро оказался под вопросом в основном потому, что экономические события заставили многих европейцев задуматься над тем, благоразумно ли поступают их государства, продолжая отказываться от контроля за национальной экономической политикой. Ситуационный анализ как макроэкономическая напряженность в европе способствовала подрывумаастрихтскогодоговора Маастрихтский договор не мог вступить в силу, пока все двенадцать стран ЕС не ратифицируют его посредством общенационального референдума или голосования в парламенте. Лидеры ЕС были ошеломлены, когда в июне 1992 г. Договор, проходя самую первую проверку голосованием, был с небольшим перевесом отвергнут датчанами. Перспективы Европейского валютного союза бдиже к концу 1992 г. постепенно ухудшались. В сентябре из-за спекулятивных атак установленные ЕВС паритеты были нарушены, что в значительной мере обратило вспять достигнутый ЕС прогресс в завершении первого этапа плана Делора 1989 г. по валютному объединению, который лежал в основе договора. В августе 1993 г. под давлением спекуляции произошло новое отступление, на сей раз к очень широким диапазонам колебаний валютных курсов. Как можно теперь идти к Европейскому валютному союзу? В момент написония этой книги будущее Европейского валютного союза весьма сомнительно. Но экономическое напряжение, создававшее самый серьезный спекулятивный кризис ЕВС и замедлившее движение к европейской интеграции, было не случайным. Это давление стало прямым следствием двух характерных черт ЕВС, обсуждавшихся в главе ранее: высокие потери в экономической стабильности, которые несут ее члены от поддержания фиксированных валютных курсов и доминирования Германии в кредитно-денежной политике ЕВС.