История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Три вида доходов от торговли

Все сделки между резидентами различных стран классифицируются по трем типам: торговля товарами или услугами в обмен на товары или услуги, торговля товарами или услугами в обмен на активы, торговля активами в обмен на активы. Обычно в каждый момент времени страна осуществляет все эти типы торговли. Рис. 22.1 (предполагается наличие двух стран Отечества и Заграницы) иллюстрирует три типа международных сделок, каждый из которых приносит различный набор возможных выгод от торговли. До сих пор мы обсуждали в книге два вида выгод от торговли. В гл. 2-6 было показано, что страны могут получать доход, сосредоточившись на производственной деятельности, которую они могут вести наиболее эффективно, и используя часть своей продукции для оплаты импорта других товаров из-за рубежа. Этот вид торговли сводится к обмену товаров или услуг на другие товары или услуги. Верхняя горизонтальная стрелка на рис. 22.1 показывает обмен товарами и услугами между Отечеством и Заграницей. Второй вид выгоды от торговли приносит межвременная торговля, представляющая собой обмен товаров и услуг на обязательства предоставить товары и услуги в будущем, т.е. на активы (см. гл. 7 и 19). Когда развивающиеся страны берут заем за рубежом (т.е. продают иностранцам облигации) с тем, чтобы получить возможность импортировать материалы для своих инвестиционных проектов, они участвуют в межвременной торговле. Берущая заем страна выигрывает от такого рода торговли, поскольку получает возможность осуществить проект, который затрудняется финансировать из одних лишь внутренних сбережений. Предоставляющая заем страна выигрывает, поскольку приобретает активы, которые приносят больший доход, чем можно извлечь дома. Диагональными стрелками на рис. 22.1 обозначена торговля товарами и услугами в обмен на активы. Если, например, у Отечества имеется дефицит баланса текущих операций с Заграницей, то оно является чистым экспортером активов за границу и чистым импортером товаров и услуг из-за границы.

Нижняя горизонтальная стрелка на рис. 22.1 представляет последнюю категорию международных сделок торговлю активами в обмен на активы, такую, как обмен облигации, обеспеченной закладной под недвижимость во Франции, на долгосрочные казначейские обязательства США. Из табл. 13.3, в которой представлены статьи платежного баланса США за 1991 г., вы видите, что счет движения капиталов включает как покупку резидентами США иностранных активов на 62,2 млрд. долл. (отток капитала), так и покупку иностранцами американских активов на 67,0 млрд. долл. (приток капитала). Это говорит о том, что хотя Соединенные Штаты могли бы покрыть свой 3,7 млрд. дефицит счета текущих операций, просто продав иностранцам активов на сумму в 3,7 млрд. долл., существует значительный объем чистого обмена активами между резидентами США и других стран. Столь большой объем торговли активами объясняется тем, что подобно торговле товарами и услугами она выгодна всем участвующим странам.