История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Структура международного рынка капитала

Как уже отмечалось, главными действующими лицами на международном рынке капитала являются коммерческие банки, корпорации, небанковские финансовые организации (такие, как страховые компании и пенсионные фонды), центральные банки и другие государственные органы.

1. Коммерческие банки. Им принадлежит центральная роль на международном рынке капитала не только потому, что они приводят в движение механизм международных платежей, но и в силу широты сферы их финансовой деятельности. Обязательства банка состоят в основном из депозитов с различными сроками, а активами являются преимущественно ссуды (корпорациям и государствам), депозиты в других банках (межбанковские депозиты) и облигации. Многонациональные банки деятельно участвуют и в других видах сделок с активами. Например, банки могут осуществлять подписку на выпуски акций и облигаций корпораций, принимая за вознаграждение обязательство найти покупателей, готовых приобрести эти ценные бумаги по гарантированной цене. Одним из ключевых фактов международного банковского дела является то, что за границей банки часто имеют право вести деятельность, которую им не разрешается вести в их собственной стране. Такого рода асимметрия в регулировании за последние тридцать лет значительно ускорила рост международного банковского дела.

2. Корпорации. Обычной практикой корпораций, особенно тех, которые носят многонациональный характер, является привлечение иностранных источников капитала для финансирования своих инвестиций. Для получения средств корпорации могут продавать пакеты акций, которые предоставляют владельцам право на долю активов корпорации, или же они могут прибегать к финансированию за счет долга. Часто финансирование за счет долга принимает форму получения ссуд от и через международные банки или другие кредитные учреждения; если требуется получение более долгосрочных кредитов, фирмы могут продавать долговые средства корпорации на международном рынке капитала. Деноминация облигаций корпораций часто осуществляется в валюте финансовых центров, где они предлагаются на продажу. Однако корпорации все чаще проводят новую стратегию деноминации, которая повышает привлекательность их облигаций для более широкого спектра потенциальных покупателей. Облигации корпорации, деноминированные не в валюте финансового центра, в котором продаются (например, облигации в немецких марках, продающиеся в Лондоне) называются еврооблигациями. В конце 1960-х гг. наибольшее значение имели долларовые еврооблигации, но затем они утратили господствующее положение. Некоторые еврооблигации не деноминируются в единой валюте, а являются многовалютными средствами, что дает кредитору право требовать погашения долга в одной или нескольких валютах. Например, владелец облигации имеет право на получение либо 1,50 долл., либо 1 фунта пять лет спустя после даты ее выпуска, если обменный курс на момент выпуска составлял 1,50 долл. за фунт; поскольку это положение дает кредитору возможность получить 1,20 фунта в случае его обесценения до 1,25 долл. за фунт или 1,75 долл. в случае обесценения доллара до 1,75 долл. за фунт, он или она частично защищены от валютного риска и, следовательно, могут согласиться предоставить кредит по более низкой процентной ставке.

Существуют и более сложные схемы деноминации, называемые "валютными коктейлями". Одной из них является введенная в 1975 г. деноминация еврооблигаций в специальных правах заимствования МВФ. Становятся популярными и облигации, деноминированные в европейских валютных единицах (экю) Европейского сообщества. Иногда для обеспечения краткосрочных (от трех до шести месяцев) кредитов корпорации выпускают евровекселя или еврокоммерческие бумаги.

3. Небанковские финансовые организации. Небанковские организации, такие, как страховые компании, пенсионные фонды и взаимные фонды, стали важными участниками международного рынка капитала, когда для диверсификации своих портфелей обратились к иностранным активам. Особо важную роль играют инвестиционные банки, такие, как Ферст Бостон Корпорейшн, Голдман Сакс и Лазар Фрер, которые вообще не являются банками, а специализируются на подписных продажах акций и облигаций корпораций (а в некоторых случаях) и государства. В 1933 г. американским коммерческим банкам была запрещена инвестиционная банковская деятельность в Соединенных Штатах (а также большинство других сделок с акциями и облигациями корпораций внутри страны); правда, сейчас американское правительство ослабляет некоторые из этих запретов. Однако американским коммерческим банкам долгое время дозволялось участвовать в инвестиционной банковской деятельности за рубежом, и такие банки, как "Ситикорп", "Морган Гаранта" и "Банкерс Траст", напряженно конкурировали с более специализированными инвестиционными банками. Рис. 22.2 иллюстрирует, как международный консорциум подписчиков выставил в сентябре 1992 г. на продажу краткосрочный долг Мексики.

4. Центральные банки и другие государственные органы. Обычно центральные банки включены в мировые финансовые рынки посредством валютной интервенции. Кроме того, другие государственные органы нередко занимают средства за границей. Например, иностранцы покупают американские государственные облигации, и в конце 1970-х гг. Казначейство США продало в Европе облигации в иностранной валюте (известные как "облигации Картера"). Правительства развивающихся стран и находящиеся в собственности государства предприятия берут значительные кредиты в иностранных коммерческих банках. Даже правительства некоторых восточноевропейских стран, в частности Польши и Венгрии, где до недавнего времени существовал коммунистический режим, сильно задолжали западным капиталистам-банкирам.