История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Оптимальная внешнеторговая политика

Допустим, что правительство желает максимизировать благосостояние населения. Если бы у всех были одинаковые вкусы и доходы, проблема бы решалась просто: правительству надо было бы выбрать такую политику, чтобы стало лучше некоему среднестатистическому индивидууму. В такой однородной экономике свобода торговли в наилучшей мере служила бы упомянутой выше цели. Так как люди не похожи друг на друга, определение целей правительства является не такой уж легкой задачей. Ему предстоит оценить на чаше весов выигрыши и потери различных сторон. Если, например, японское правительство больше волнуют интересы землевладельцев, нежели капиталистов, то рассмотренная нами выше внешняя торговля, приносящая выгоды владельцам капитала и убытки владельцам земли, может оказаться нежелательной для правительства Японии. Есть много причин, по которым вес одной группы может быть больше, чем другой, но чаще всего какой-то группе нужна специальная поддержка из-за ее относительной бедности. Скажем, в США очень любят, несмотря на то, что это ведет к росту цен, ограничивать импорт одежды и обуви, так как заработная плата работников этих отраслей и так достаточно низкая. Выгоды, которые получат соответствующие потребители от более свободного импорта, в американском обществе оцениваются ниже, чем потери низкооплачиваемых рабочих в швейной и обувной промышленности. Означает ли это, что торговля должна быть дозволена, лишь когда она не бьет по низкооплачиваемым слоям населения? Мало кто из теоретиков международной экономики согласится с этим. Несмотря на важность распределения доходов, большинство экономистов выступают за более или менее свободную торговлю. Есть три основные причины, почему обычно не придают решающего значения влиянию торговли на распределение доходов. 1. На распределение доходов влияет не только внешняя торговля. Любое изменение в экономике, в том числе технический прогресс, ведет к смене предпочтений потребителей, исчерпанию старых и открытию новых используемых ресурсов и т.д., что непосредственно затрагивает распределение доходов. Если любые перемены в экономике рассматривать с точки зрения распределения доходов, можно дойти до того, чтобы поставить крест на экономическом прогрессе вообще. 2. Всегда лучше разрешить торговый обмен и компенсировать убытки тем, кто от него потеряет, чем вовсе запретить торговлю (такой подход применяют к другим формам изменений в экономике). Все современные развитые страны используют своего рода "спасательную сеть" из различных программ социальной поддержки (таких, как выплата пособий по безработице, субсидий на переквалификацию и переезд к новому месту работы и т.п.). Все это способствует компенсации потерь социальных групп, пострадавших от внешней торговли. Экономисты стремятся доказать, что если эта компенсация будет сочтена недостаточной, большая социальная помощь будет лучшим решением, чем введение ограничений в торговле. Специфические факторы на заре теории внешней торговли Начало современной теории внешней торговли было положено в 1817 г., когда Давид Рикардо доказал, что торговля носит взаимовыгодный характер для всех ее участников. Мы рассматривали модель Рикардо в гл. 2. Рикардо использовал ее, в частности, как аргумент против действовавших тогда в Англии высоких тарифов на импорт продовольствия. Впрочем, британская экономика 1817 г. скорее описывалась моделью специфических факторов, нежели однофакторной моделью Рикардо. Для лучшего понимания ситуации вспомним, что с начала Французской Революции в 1789 г. и вплоть до поражения Наполеона в 1815 г. Великобритания почти постоянно была в состоянии войны с Францией. Эта война наносила урон английской торговле: пираты с санкции иностранных правительств грабили суда, французы пытались организовать торговую блокаду Англии. Поскольку последняя экспортировала промышленные продукты, а ввозила сельскохозяйственные, война вызвала рост относительных цен на продовольствие в стране. Прибыли промышленников сократились, зато землевладельцы процветали в течение всего значительного периода, пока шла война. После войны цены на продовольствие в Англии упали. Однако политически влиятельные землевладельцы смогли добиться принятия так называемых Хлебных законов, предусматривавших высокие пошлины на импорт зерна. Именно против этих Хлебных законов и выступал Рикардо.

Рикардо знал, что отмена Хлебных законов будет выгодна капиталистам и принесет убытки землевладельцам. Но с его точки зрения это было к лучшему; сам будучи лондонским бизнесменом, Рикардо больше симпатизировал капиталистам, отдававшим все силы работе, чем праздной земельной аристократии. Однако свои аргументы он изложил в форме модели, где распределение доходов внутри страны никак не затрагивалось.

Почему он сделал именно так? Почти наверняка это связано с политикой: представляя в известной мере интересы лишь одной социальной группы, Рикардо подчеркивал выгоды торговли для всей страны. Это была искусная и продуманная стратегия, впервые экономическую теорию использовали как инструмент в политике. Тогда, как и сейчас, политика и интеллектуальный прогресс шли бок о бок, но Хлебные законы вот уже почти 150 лет как отменены, а модель Рикардо остается одним из главных достояний экономической теории. Те, кто проигрывает от торговли, обычно лучше организованы, чем те, кто получает выгоды. Этот дисбаланс создает односторонность в политическом процессе, требующем противовеса. Слышны обычно голоса лишь тех, кто проиграл от торговли. В то же время задачей экономистов традиционно является поддержка именно свободной торговли с упором на выгоды от нее для всей страны в целом. Большинство экономистов, признавая влияние внешней торговли на распределение доходов, полагают, что важнее все же подчеркивать выгоды торговли для всей страны в целом, нежели возможные потери отдельных групп внутри нее. Правда, экономисты часто не имеют решающего голоса при определении экономической политики, особенно в случае какого-либо конфликта интересов. Любой реалистичный взгляд на то, какой должна быть торговая политика, не может оставить без внимания существующие в данный момент политические интересы.