История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Сотрудничество в области международного регулирования

Интернационализация банковского дела ослабила национальные механизмы защиты от банковского краха и в то же время усилила потребность в эффективных способах обеспечения безопасности. В оффшорное банковское дело вовлечен огромный объем межбанковских депозитов приблизительно 80% всех евровалютных депозитов принадлежит частным банкам. Высокий уровень межбанковских депозитов обусловил то, что проблемы, встающие перед отдельным банком, легко распространяются и быстро передаются банкам, с которыми он предполагает вести бизнес. Посредством этого волнообразного эффекта локальные нарушения равновесия предположительно могут вызвать банковскую панику глобального масштаба. Эта кошмарная картина преследовала руководителей центральных банков и других официальных лиц государства, начиная с 1969-х гг., когда оффшорное банковское дело стало стремительно расти. Однако мало что делалось вплоть до 1974 г. В этом году в результате потерь иностранной валюты произошло крушение ряда банков, в число которых вошли американский "Франклин Нэшенл Банк" и немецкий "Банкхауз И.Д. Гер-штатт". Банкротства привели в трепет международные валютные рынки, и объем международного кредитования резко сократился.

В ответ на банковский кризис 1974 г. главы центральных банков одиннадцати промышленно развитых стран сформировали группу, получившую название Базельского комитета, в задачу которого входило обеспечение "более скоординированного надзора, осуществляемого национальными властями за международной банковской системой..." (Группа получила такое название по месту расположения в Базеле (Швейцария) Банка международных расчетов, в котором встречаются руководители центральных банков.) Базельский комитет остается основным, на котором представители разных стран обсуждают проблемы сотрудничества в сфере банковского регулирования.

В 1975 г. Комитет выработал соглашение, названное Конкордатом, которое распределяло обязанности по контролю за деятельностью многонациональных банковских организаций между учреждающими их и принимающими их на своей территории странами (В 1983 г. появился обновленный Конкордат). Кроме того, Конкордат требовал обмена информацией о банках между органами регулирования учреждающих и принимающих стран, а также "предоставления властям учреждающей страны или их представителям права проводить инспекции на территории принимающей страны"8. В ходе своей последующей работы Базельский комитет находил пробелы в системе контроля многонациональных банков и указывал на них национальным властям. В частности, Комитет рекомендовал органам регулирования контролировать активы не только зарубежных отделений, но и филиалов (subsidiaries) банков. Значительная часть работы группы была посвящена получению более точных данных о балансовых отчетах многонациональных банков, являющихся необходимым условием повышения эффективности контроля.

Главный шаг к унификации практики контроля разных стран был сделан в январе 1988 г., когда Базельский комитет принял решение установить общие нормы оценки достаточности размера капитала. В соответствии с ними международные банки обязаны иметь капитал, равный по крайней мере 8% от суммы своих неликвидных активов и не входящих в балансовый отчет обязательств. Для некоторых (например, японских, банков) эти требования довольно высоки. Но то, что крах мирового фондового рынка в октябре 1987 г. чуть было не привел к финансовому кризису, предоставляло Комитету убедительный довод в пользу жестких норм. крушение "банко амбр03иан0" Крушение в июне 1982 г. наиболее важного частного банка Италии представляет собой яркую иллюстрацию того, как запутанность связей между финансовыми организациями разных стран может подорвать контроль за банковской деятельностью и вызвать финансовый кризис. Однако крах Банко Амброзиано" получил широкую известность из-за тесных связей его президента с подрывными политическими группировками и Ватиканом. Роберто Кальви, президент Банко Амброзиано*, возглавлял широкую сеть международных финансовых организаций, охватывающую Европу, острова Карибского моря и Южную Америку. В 1981 г. Кальви был обвинен в нарушении итальянских правил проведения валютных операций. Одновременно в руки государственных следователей попал список тайной праворадикальной ложи свободных масонов под названием Пропаганда-2 (или П-2). В П-2 входили Кальви и многие другие влиятельные лица Италии, включая двух членов кабинета министров. Правительство Премьер-министра Арнальдо Форлани было вынуждено подать в отставку, а П-2 была запрещена. Поскольку Банко Амброзиано* стал объектом столь пристального внимания правительства и прессы, вскоре стало известно, что некоторые кредиты банка выданы без достаточных на то оснований. Это открытие вызвало отток депозитов. Центральный банк Италии, *Банко дИталия*, учредил консорциум из основных итальянских банков, которые приняли многие из депозитов и обязательств Банко Амброзиано" и основали новый банк, Нуово Банко Амброзиано.

"Банко дИталия* выполнил свою функцию ЛЛР, гарантировав, что "Нуово Банко Амброзиано рассчитается с местными и зарубежными вкладчиками, которые поместили депозиты непосредственно в "Банко Амброзиано. Однако центральный банк не взял на себя гарантию по обязательствам зарубежных филиалов Банко Амброзиано". Как утверждается, "Банко Амброзиано" и его филиалы имели большие финансовые связи с принадлежащим католической церкви Институтом религиозной деятельности (который иногда называют "Банком Ватикана). В результате многих исков в связи с крахом "Банко Амброзиано" началось расследование финансовой деятельности "Банко Ватикана".

Сам Кальви не увидел последствий крушения своего банка. В середине июня 1982 г. он исчез из Италии, а вскоре его нашли повешенным на мосту Блекфраерс в Лондоне с карманами, полными камней. Было ли это самоубийство или убийство - установить так и не удалось.*

Работа Базельского комитета улучшила контроль многонациональных банков, но в вопрос о разделении ответственности LLR между банками было внесено мало ясности. После банковских крахов 1974 г. руководители центральных банков обсуждали возможность создания международных средств LLR, но определенного решения не обнародовали. Существует предположение, что договоренность об этом есть, но она держится в секрете, дабы не наводить на мысль об автоматическом взятии на поруки те банки, которые из-за неразумного риска и попадают в затруднительное положение. Другим потенциальным узким местом является деятельность небанковских финансовых организаций. Международное сотрудничество в контроле за банками с начала 1970-х гг. прошло долгий путь, а борьбу с проблемами, которые ставят небанковские фирмы, органы регулирования только начинают. Между тем задача эта имеет важное значение. Например, крах основной страховой компании, подобно краху банка, может серьезно подорвать национальную систему платежей и кредитования. Растущая секьюритизация (при которой банковские активы представлены в готовой для продажи форме) усложняет получение регулирующими органами точного представления о мировых финансовых потоках с помощью одного лишь изучения балансовых отчетов банков. В результате остро встает необходимость сбора и накопления властями данных о небанковских организациях, ведущих международные операции. В 1992 г. Европейское Сообщество начало вводить одинаковые требования к капиталу для страховых фирм и банков. Как мы узнаем в гл. 23, глубокий кризис мировой банковской системы в начале 1980-х гг. был вызван трудностями некоторых развивающихся стран в обслуживании своего долга. Принадлежащие нескольким основным банкам долги Бразилии и Мексики превысили их капитал, а приостановка платежей поставила бы под сомнение способность этих банков выполнить обязательства по депозитам. В начале долгового кризиса Международный валютный фонд и центральные банки выполняли функцию ЛЛР, но своеобразным способом. Вместо того чтобы предоставлять кредиты непосредственно банкам с проблематичными долгами развивающихся стран, МВФ и центральные банки поддерживали платежеспособность банков путем передачи средств их должникам. Ситуационный анализ дело бкки ( bank of credit and commerce international , ВСС1-бкки) Громкое дело Международного банка" кредита и торговли (БККИ) показывает, как неразборчивый в средствах международный банк может использовать лазейки в регулировании для обмана вкладчиков и акционеров и обхода национальных законов.

БККИ действовал без всякого государственного вмешательства почти два десятилетия, пока 5 июля 1991 г. не был закрыт регулирующими организациями из шестидесяти двух стран. Выяснилось, что банк представлял собой канал перекачки денег, полученных от торговли наркотиками и оружием, и фальсифицировал бухгалтерские книги, дабы скрыть действительную суть своих финансовых сделок. Предположительно, в число клиентов БККИ входили многочисленные государственные органы, такие, как центральный банк Перу, который депонировал в нем валютные резервы своей страны, и Центральное разведывательное управление США. Как сообщил журнал Тайм", у банка имелось особое тайное подразделение, специализировавшееся на взяточничестве, вымогательстве, похищении людей, а по некоторым данным и на убийстве"*. Зарегистрированный в Люксембурге и имеющий штаб-квартиру в Лондоне БККИ был основан в 1972 г. пакистанским бизнесменом, который надеялся создать гигантское международное банковское дело для обслуживания развивающихся стран. Четверть капитала нового банка внес калифорнийский Банк Америки, который продал акции БККИ в 1978 г., когда прошел слух о некоторых проблемах с кредитами. БККИ разросся до умопомрачительных размеров: к 1976 г. банк имел 146 отделений в тридцати двух странах, включая 45 отделений в одной только Великобритании. К 1991 г. банк вел дела по крайней мере в семидесяти странах.

У органов регулирования разных стран были подозрения о необычных операциях БККИ, но они не могли договориться, кто в основном ответствен за проверку охватившей весь мир деятельности банка. В 1986 г. Люксембург обратился с просьбой к Банку Англии взять на себя эту задачу, но тот отказал. Многие из стран, в которых БККИ вел бизнес, были не в состоянии провести доскональную проверку его операций. Несмотря на нарастающее количество данных о том, что творится что-то неладное, Банк Англии не видел практической возможности навести порядок в БККИ и заставить его подчиняться правилам. Кроме того, органы регулирования Великобритании считали, что в соответствии с Конкордатом Базельского комитета главную ответственность за проверку БККИ несет Люксембург. Однако 98% бизнеса БККИ размещалось за пределами Люксембурга, а у проверяющего органа этого крошечного государства Института денежного обращения Люксембурга (ИМЛ) -попросту не хватало средств на проверку БККИ. В 1987 г. ИМЛ убедил шесть других стран присоединиться к нему в создании "коллегии органов регулирования" для проверки БККИ. Но даже этой группе оказалось не под силу в достаточной мере проследить обширные сделки банка или изучить его фальсифицированные финансовые документы. Веские доказательства мошенничества удалось получить только весной 1991 г. и понадобилось еще больше года на выяснение баснословных масштабов махинаций и отмывания денег, в которых на протяжении долгого времени был замешан БККИ. В этот момент банк был закрыт, вкладчики из многих стран лишились доступа к счетам, а на Банк Англии обрушилась буря критики за слишком медленные действия. После этого скандала Базельский комитет приступил к ликвидации лазеек в регулировании, которые сделали возможным процветание БККИ, и 6 июля 1992 г., почти в годовщину закрытия БККИ, Комитет обнародовал новое соглашение, направленное на стандартизацию регулирования международных банков. Соглашение ставило операции каждого международного банка под контроль единого принадлежащего принимающей стране органа регулирования, которому придавались широкие полномочия для получения информации о деятельности банка. Кроме того, государства получили право воздействовать на банки, не подчиняющиеся такому регулированию, ограничивая или даже прекращая деятельность находящихся на их территории отделений международного банка, которые не оказываются под эффективным контролем. Экономические обозреватели высказывают опасения, что даже последние меры Базельского комитета не могут предотвратить в будущем повторения дела БККИ. У органов регулирования нет достаточных средств для четкого контроля все более усложняющихся банковских операций мирового масштаба. В обозримом будущем явно ведущие нечестную игру банки все еще будут иметь возможность находить слабые звенья в цепи международного контроля. Насколько успешно функционирование международного рынка капитала При сформировавшейся в настоящее время структуре международного рынка капитала существует риск финансовой дестабилизации, который можно понизить только с помощью тесного сотрудничества контролеров банков многих стран. Но то же самое стремление к прибыли, которое заставляет многонациональные финансовые организации изобретать способы обхода национальных правил, может принести пользу потребителям. Как мы уже видели, международный рынок капитала предоставляет резидентам разных стран возможность диверсифицировать портфели путем торговли рискованными активами. Кроме того, обеспечивая быстрое распространение международной информации об инвестиционных возможностях, существующих в мире, рынок может способствовать распределению мировых сбережений наиболее продуктивным образом. Насколько успешно функционирование международного рынка капитала в этом отношении?