История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Распределение доходов и торговая политика

Нетрудно видеть, почему отдельные социальные группы, пострадавшие от торгового обмена, добиваются от правительства ограничений торговли и защиты своих доходов. Можно было бы ожидать, что те, кто от торговли выигрывают, будут лоббировать свои интересы столь же настойчиво, как и те, кто от нее теряют. Однако так бывает редко. В США и большинстве других стран те, кто хотят ограничить торговлю, в политике действуют более эффективно, чем те, кому выгодно обратное. Обычно выигрывающие от торговли хуже информированы, сплочены и организованы, чем те, кто несет убытки. Хорошим примером контраста между двумя упомянутыми группами является американская сахарная промышленность. Импорт сахара в США ограничен уже много лет. Сегодня цена сахара в США примерно вдвое выше мировой. Ряд оценок показывает, что американские потребители теряют из-за этих ограничений импорта примерно 2 млрд. долл. в год или 8 долл. в расчете на каждого мужчину, женщину или ребенка. Выгоды сахаропроиз-водителей здесь намного меньше скорее всего они не составляют и половины этой суммы. Если бы интересы производителей и потребителей были представлены в равной мере, такой политики никогда не могло бы быть. Однако по абсолютной величине каждый потребитель теряет мало. 8 долл. в год это немного, и, более того, эти издержки носят скрытый характер, поскольку большая часть сахара потребляется не напрямую, а в составе других продуктов питания. Отсюда большинство потребителей никак не ощущают наличие квот на импорт сахара и снижение из-за этого своего уровня жизни. Но даже если бы они знали об этом, 8 долл. не такая сумма, чтобы побудить людей к организованным протестам либо обращению с письмом к своим представителям в Конгрессе. Производители сахара находятся в совершенно ином положении. Средний сахаропро-изводитель выигрывает тысячи долларов в год от этой квоты. Более того, все они объединены в торговые ассоциации и кооперативы, которые активно отстаивают политические интересы своих членов. Таким образом, жалобы производителей сахара на последствия его импорта очень хорошо слышны в обществе и приносят ощутимый эффект. Как мы увидим в гл. 9-12, политика ограничения импорта сахара является крайним примером одного из типичных политических процессов, сопутствующих внешней торговле. И тот факт, что с 1945 по 1980 гг. внешняя торговля становилась все более свободной, был связан, как мы увидим в гл. 10, с целым рядом особых обстоятельств, нейтрализовавших политические тенденции, направленные против торговли.