История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Неразвитость финансовых рынков

В целом можно отметить, что в развивающихся странах еще не сформировались полноценные финансовые рынки с быстрым механизмом адаптации, подобные тем, что существуют в ведущих промышленно развитых странах. Фондовые биржи находятся в зачаточном состоянии либо вовсе отсутствуют. То же самое можно сказать о рынке долгосрочного ссудного капитала. Государство держит под строгим контролем процесс банковского кредитования предпринимателей и сельского хозяйства, зачастую искусственно поддерживая низкий уровень процентных ставок. Иногда правительства развивающихся стран осуществляют прямой контроль над рынком ссудных капиталов, поскольку только таким путем возможно распределение средств по льготной ставке процента в приоритетные отрасли и секторы национальной экономики. Государство часто выбирает именно такой способ оказания поддержки отдельным отраслям производства в качестве альтернативы прямому субсидированию, так как последнее приводит к увеличению бюджетного дефицита. Государственное распределение заемных средств указанным способом фактически обеспечивает субсидирование отдельных отраслей, получающих кредиты по искусственно заниженной ставке процента. С другой стороны, это выглядит как завуалированное налогообложение банковской системы, которая в условиях менее жесткого регулирования рынка ссудных капиталов могла бы получать более высокие прибыли. Низкие процентные ставки на внутреннем рынке облегчают государству решение проблемы финансирования бюджетного дефицита. Отсутствие высокодоходных ценных бумаг, подобных тем, что циркулируют на финансовых рынках промышленно развитых стран, означает фактически, что люди, желающие вложить свои средства в ограниченный портфель ценных бумаг, циркулирующих на рынках развивающихся стран, рассматривают его как не самый привлекательный способ размещения свободных финансовых средств. Государственное регулирование часто направлено на то, чтобы препятствовать вложению внутренних сбережений в иностранные активы. В этих условиях наиболее привлекательными активами являются деньги, размещенные на депозитах. Отчасти этим может объясняться сохранение низкой нормы накопления в ряде развивающихся регионов. Основная доля частных сбережений направляется в конечном счете на финансирование государственных программ, поскольку отсутствие нормально функционирующих финансовых рынков делает слишком дорогостоящей процедуру финансирования частных корпораций. Гражданам из развивающихся стран с более высоким уровнем доходов и соответственно сбережений иногда удается приобретать высокоприбыльные активы за рубежом, минуя контроль со стороны государства. Такой отток национальных сбережений обостряет проблему финансирования внутренних инвестиций. Обычным явлением для развивающихся стран стала "утечка капитала" вложение средств частных лиц в зарубежные активы, обусловленная внутриэкономической нестабильностью. Такая ситуация ярко иллюстрирует, как граждане развивающихся стран пытаются скрыть истинный уровень своего благосостояния, перемещая часть своих доходов за рубеж, вне пределов досягаемости национального государства. В большинстве развивающихся стран существует неофициальный параллельный рынок, посредством которого осуществляется кредитование маломасштабных проектов по рыночным ставкам процента. Заемные средства на этом рынке формируются за счет частных кредиторов, ростовщиков, коммерческого кредита и частных сберегательных ассоциаций. В качестве заемщиков выступают домовладельцы, мелкие фермеры и предприниматели. При разработке программ преобразования финансовых рынков некоторые развивающиеся страны ориентируются на эти уже существующие неофициальные финансовые рынки.

Экономическая роль государства

В развивающихся странах государство гораздо в большей степени, чем в промышленно развитых странах, вовлечено в процесс управления экономикой. Государство осуществляет как общее регулирование экономики, так и управление многочисленными государственными предприятиями. (В Бразилии, например, в государственном секторе производится более половины ВНП). В последние годы отмечалась активизация процесса приватизации в развивающихся странах, что отражало стремление правительств ряда стран решить проблему дефицита государственного бюджета за счет продажи предприятий государственного сектора. Однако в силу неразвитости внутреннего финансового рынка (проблемы ценообразования и поглощающая способность рынка) государству не всегда удавалось найти покупателя среди национальных инвесторов. Таким образом, успешное осуществление приватизации может иногда зависеть от притока иностранного капитала. Процесс приватизации часто тормозится активной политической оппозицией, представленной чиновниками, теряющими в результате приватизации престижные должности на нерентабельных государственных предприятиях. В ряде развивающихся стран приватизация даже привела к утрате государством ведущих позиций в национальной экономике, однако в целом это не характерное явление2.