История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Инфляция и государственный бюджет

В условиях неразвитости национального финансового рынка государству сложно использовать механизм выпуска облигаций внутреннего займа для финансирования дефицита государственного бюджета. Альтернативным решением этой проблемы явилось активное заимствование государством средств за рубежом. В качестве дополнительного источника финансирования правительства этих стран используют печатный станок, и вновь выпущенные в обращение денежные средства идут на покрытие государственных расходов по приобретению товаров и услуг.

Реальный объем продукции, получаемый государством за счет использования выпущенных в обращение дополнительных денежных средств, называется сеньораж. Как источник пополнения государственных доходов сеньораж используется повсеместно, но особенно важное место он занимает в финансовой политике правительств развивающихся стран. Работа печатного станка приводит к инфляции, уменьшающей реальную стоимость номинальных денежных сбережений. Этот "инфляционный налог", выплачиваемый держателями денежных сбережений, один из элементов реального дохода, получаемого государством в результате дополнительной эмиссии денег. Уровень инфляции в ряде развивающихся стран кажется невероятным по сравнению с низкими (обычно не превышающими двузначного числа) темпами инфляции, отмечавшимися в последние годы в промышленно развитых странах. (См. обзор по стабилизационным программам в Латинской Америке с. 690-692 ). На самом деле стремительный рост цен отражает сохраняющиеся попытки правительств развивающихся стран максимизировать доходы от сеньоража. При сохранении устойчиво высоких темпов инфляции правительства иногда проводят индексацию номинальной заработной платы, предполагающую частый пересмотр ее уровня. Однако на практике уровень заработной платы устанавливается лишь однажды, при подписании контракта. Цель подобной политики предотвращение резких колебаний реальной заработной платы рабочих, что при отсутствии индексации было бы неизбежно даже в пределах действия трудового соглашения. Политика индексации заработной платы имеет два серьезных недостатка, подрывающих макроэкономическую стабильность в развивающихся странах. 1) Изменение реальной заработной платы в некоторых случаях является необходимым условием для поддержания полной занятости, но индексация существенно усложняет, а иногда и делает невозможным достижение этой цели. Так, например, если с ухудшением условий торговли не происходит снижения реальной заработной платы, отрасли, производящие экспортную продукцию, будут вынуждены проводить увольнение рабочих и закрывать предприятия. 2) Изменение уровня заработной платы соотносится с предшествовавшим этому моменту ростом цен. Если правительство решает, например, снизить темпы инфляции, то реальная заработная плата может возрасти на какой-то момент, в то время как номинальная заработная плата по-прежнему будет нуждаться в увеличении для покрытия предшествовавшего инфляционного роста. Рост реальной заработной платы, однако, приведет к увольнениям и дальнейшему повышению цен на товары. В итоге правительство, рассматривающее подобную политику, может быть разочаровано перспективой длительной и болезненной адаптации к более низкому уровню инфляции в стране. Правительства развивающихся стран в последние годы проводят политику снижения темпов инфляции при строгом контроле за уровнем заработной платы, однако "политика доходов" такого рода непопулярна и может применяться только в случае, если государственные программы предусматривают быстрое улучшение экономических условий в стране3.