История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

"Привязанные" валютные курсы, валютный контроль и неконвертируемые валюты

Для большинства развивающихся стран характерны фиксированные валютные курсы и жесткий контроль над операциями с иностранной валютой. Валютный контроль предусматривает ограничение права резидентов на легальное приобретение иностранной валюты без официального разрешения. В случае получения резидентом дохода в иностранной валюте из-за рубежа государство может обязать его сдать иностранную валюту в обмен на национальную. Иностранные граждане, находящиеся в развивающейся стране, обычно не имеют возможности производить обмен национальной валюты на иностранную валюту ни в центральном банке, ни у местного населения. Все это свидетельствует о том, что национальная валюта развивающихся стран является, как правило, неконвертируемой даже по текущим операциям.

насколько важен сеньораж? Некоторые источники отмечают, что механизм использования инфляции в качестве налога с держателей денежных активов был открыт древними римлянами. Именно они начали применять чеканку монеты для повышения уровня доходов. Под сеньоражем понимался налог, взимаемый феодальными князьями за чеканку монет из золотых слитков на своих монетных дворах.

В современном мире с переходом к бумажным деньгам сеньораж не утратил своей значимости. Одним из способов оценки реальных доходов от сеньоража является соотнесение годового стоимостного объема наличности и чеков, выпущенных центральным банком, с уровнем цен в стране. (Конечно, это слишком упрощенный метод измерения. В ряде стран применяется более тонкий механизм взимания сеньоража. Так, например, правительство может обязать частные банки держать часть государственного долга на условиях получения более низкого, чем рыночный процент. Кроме того, правительство может использовать инфляционные "всплески" для обесценения реальной стоимости номинального государственного долга. Приводимая статистика по развивающимся странам явно занижает объем получаемого сеньоража, так как она не учитывает увеличение резервов банковской системы).

Ниже приводятся данные о сеньораже в ряде развивающихся стран. Представленные данные являются усредненными характеристиками доли реального дохода от сеньоража в реальном выпуске и уровня инфляции в период 1980-1985 гг.

В странах с высоким уровнем доходов от сеньоража правительству удалось заполучить значительную долю ВНП за счет простого "включения печатного станка". Неудивительно, что для Боливии, ежегодно получавшей более 6% ВНП за счет инфляционного налога, была характерна гиперинфляция. В странах, где доход от сеньоража не превышал 1% ВП, отмечался низкий уровень инфляции. Как обстоит дело с сеньоражем в промышленно развитых странах? Так, в США в период с 1980 по 1985 гг. среднегодовой темп инфляции составлял 7%, а сеньораж равнялся 0,3% ВНП. Понятно, что эти показатели трудно сравнимы с данными, приведенными в таблице. Нетипичным для промышленно развитых стран является пример Италии, свидетельствующий о том, что не только развивающиеся страны используют сеньораж для пополнения государственной казны. Уровень инфляции в Италии в 1980-1985 гг. в среднем составлял 15%, а сеньораж 2,3% ВНП. На основании этих данных можно было бы отнести Италию к группе стран с высоким уровнем доходов от сеньоража. Однако необходимо помнить, что в Италии после 1980 г. произошло снижение уровня инфляции, так что часть сеньоража была получена за счет возросшего спроса на деньги. В таких же странах как, Аргентина и Боливия, в тот же самый период отмечалось нарастание инфляционных процессов. Почему же развивающиеся страны фиксируют валютные курсы и осуществляют контроль над валютными операциями? Одна из главных причин стремление правительств этих стран использовать механизм установления валютного курса как инструмент торговой политики. В большинстве развивающихся стран сохраняется практика применения разных валютных курсов для различных типов текущих операций. Так, например, правительство, продавая доллары по заниженному курсу компании, приобретающей за рубежом станки и оборудование, тем самым осуществляет субсидирование этой компании. Продажа долларов по более высокому курсу частным лицам для импорта лимузинов фактически означает налогообложение потребления предметов роскоши1. Устранение системы множественных валютных курсов не представляется возможным до тех пор, пока продажа и покупка валюты находятся в руках правительства, которое, с одной стороны, определяет валютный курс, а с другой стороны, не позволяет частному сектору осуществлять сделки по иным курсам валюты. Валютный контроль позволяет также центральному банку предотвращать резкие сокращения валютных резервов, что могло бы произойти в случае, если бы банку приходилось поддерживать курс валюты на определенном уровне. Наконец, ограничивая объем сбережений в иностранной валюте, правительство получает возможность увеличения сеньоража при дополнительной эмиссии денег. Даже если из соображений торговой и макроэкономической политики государство не вводит фиксированный курс иностранных валют, ограничения финансового порядка в условиях плавающих валютных курсов могут превратить частные торговые валютные сделки в длительную и дорогостоящую процедуру. Поскольку, как правило, национальная валюта развивающихся стран является неконвертируемой, финансовые институты развитых стран не совершают сколь-либо значительных операций в этой валюте. Кроме того, деятельность финансовых учреждений в развивающихся странах подлежит определенной регламентации, ограничивающей, в частности, свободу их торговых операций. Таким образом, национальные и иностранные финансовые институты, являющиеся в развитых промышленных странах главными действующими лицами на валютном рынке, в развивающихся странах оказываются недееспособными вне стен центрального банка. В случае, если центральный банк устанавливает фиксированный валютный курс и определяет "правила игры" для частных предпринимателей, имеющих разрешение на ведение валютных торговых операций, происходит снижение трансакционных издержек в национальной экономике. Проведение рядом стран Третьего мира государственных валютных аукционов можно рассматривать как попытку введения более гибких валютных курсов при сохранении доминирующей роли государства на валютном рынке. Среди стран, проводивших валютные аукционы, можно отметить Боливию, Гану и Ямайку. Неудивительно, что в большинстве развивающихся стран строгий валютный контроль приводит к возникновению "черных" валютных рынков. Как правило, на неофициальных рынках валютный курс превышает уровень, устанавливаемый центральным банком страны. Прибывая в какую-либо страну в качестве туриста, вы часто можете воспользоваться вышеупомянутой разницей курса валют, продавая доллары одному из дилеров, расположившихся напротив вашего отеля. Вполне вероятно, что эти доллары впоследствии будут использованы для приобретения товаров или активов за рубежом без получения на то официального разрешения. Так как высокие темпы инфляции не позволяют долго поддерживать абсолютно жестко фиксированный курс валют, многие развивающиеся страны используют систему "ползущей привязки" валютного курса. По сути это разновидность управляемого плавания валютного курса, когда центральный банк фиксирует курс национальной валюты по отношению к иностранной валюте, однако предусматривает постепенное "сползание" курса выше зафиксированного банком уровня, так что происходит постоянная девальвация национальной валюты. При такой системе мини-девальвация валюты осуществляется довольно часто, иногда даже ежедневно. До начала 70-х гг. развивающиеся страны "привязывали" свои валюты к валюте одной ведущей промышленной державы, обычно к доллару, реже к английскому фунту стерлингов или французскому франку. С введением плавающего долларового валютного курса в промышленно развитых странах некоторые страны Третьего мира стали осуществлять привязку национальных валют к "корзине" валют промышленно развитых стран. Практика показывает, что в условиях плавающих курсов привязка к национальной валюте какой-либо одной страны повышает степень риска. Страна, осуществляющая привязку к доллару, в случае резкого повышения его курса вынуждена проводить ревальвацию своей национальной валюты по отношению к другим валютам. Привязка к "корзине" валют позволяет смягчить воздействие существенных колебаний курсов отдельных валют на внешнеторговые операции страны, использующей этот механизм.