История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Предоставление займов под гарантии национальных правительств

Важен еще один факт в большинстве случаев долговые обязательства развивающихся стран представляют собой либо прямое кредитование правительства, либо гарантируемые национальным правительством кредиты частному сектору. Последнее означает, что правительство принимает на себя обязательство должника в случае, если частный заемщик не осуществляет выплаты по полученным кредитам. В условиях существования валютного контроля и неразвитости финансовых рынков государство оказывается практически автоматически вовлечено в любое кредитное соглашение, заключаемое между резидентом и иностранным инвестором. Поскольку государство полностью несет ответственность за выплату национального долга, вопрос осуществления выплат внешним кредиторам связан с государственным бюджетом, с одной стороны, и с проблемами внешней задолженности, с другой. Ситуационный анализ ортодоксальная и нетрадиционная стабилизационные программы в латинской америке В начале 1980-х гг. правительства многих латиноамериканских стран столкнулись со сложными финансовыми проблемами в связи с прекращением финансирования этого региона промышленно развитыми странами. Подробно проблема кризиса внешней задолженности будет рассматриваться далее в этой главе, но сейчас мы остановимся на одном из основных последствий долгового кризиса высокой инфляции, порой переходящей в гиперинфляцию.

Существуют две интерпретации инфляционного процесса, дающие соответственно два разных варианта рекомендаций выхода из инфляции. Представители ортодоксальной экономической школы утверждают, что инфляция порождена политикой сеньоража, используемой государством для уменьшения долговых обязательств перед иностранными кредиторами. В связи с этим они предлагают увеличить налоги и сократить государственные расходы для уменьшения бюджетного дефицита, что автоматически снимет необходимость дополнительных денежных эмиссий. Практика, однако, свидетельствует, что в условиях инфляции использование налоговой политики оказывается неэффективным, так как налогоплательщики затягивают выплаты в надежде на уменьшение со временем реальной стоимости счетов, представленных налоговыми органами. Подобные задержки только обостряют проблему государственного бюджетного дефицита и в соответствии с постулатами ортодоксальной экономической школы приводят к росту темпов инфляции в перспективе.

Представители противоположного направления (неортодоксального) главными виновниками инфляции считают "инерционность" цен и регулирование заработной платы. Причина инерционности кроется, по их мнению, в индексации заработной платы и укоренившемся в сознании потребителей ожидании быстрой инфляции. Не все представители указанной школы отрицают значение сбалансированности государственного бюджета, но все они едины в мнении, что одной только правильной финансовой политики недостаточно, чтобы остановить разгул инфляции. Лишь жесткий контроль над номинальными ценами, заработной платой и валютным курсом может изменить инфляционные ожидания и нарушить инерционность инфляционного процесса.

Кто же был прав? Экономические реалии 1980-х гг. демонстрируют многочисленные национальные экономические кризисы, подтверждающие теоретические положения представителей как одной, так и другой школы.

Экономика Боливии, где не существовало в явной форме индексации заработной платы, до августа 1985 г. характеризовалась гиперинфляцией. Пришедшее к власти вновь избранное правительство начало осуществление ортодоксальной стабилизационной программы, которая в основном устранила контроль за ценами и решительно сократила дефицит государственного бюджета. Налоговые поступления увеличились с 1,6% ВП в третьем квартале 1985 г. до 11,3% ВП в конце года. Инфляция сократилась с 8170% в 1985 г. до 66% в 1986 г. и составила лишь 11% в 1987 г. В конце 80-х гг. ежегодные темпы инфляции в Боливии составляли примерно 15%. Хотя проводимая в Боливии стабилизационная программа успешно справилась с проблемой инфляции, ей не удалось решить задачу реального экономического роста. Критики ортодоксальной боливийской реформы утверждают, что в любой другой латиноамериканской стране подобная стабилизационная программа не смогла бы снизить инфляции.

В Аргентине и Бразилии, где осуществлялась индексация заработной платы, ввели гетеродок-сальные антиинфляционные программы в июне 1985 г. и в феврале 1986 г. соответственно. Ключевым элементом этих программ были валютные реформы. В Аргентине песо было заменено на аустраль, а в Бразилии вместо крузейро ввели крузадо. В качестве наиболее существенных характеристик стабилизационных программ можно отметить контроль над ценами и заработной платой и (по крайней мере в Аргентине) финансовые реформы, имевшие следствием увеличение доходов населения. На начальном этапе осуществление программ привело к заметным успехам: годовые темпы инфляции в Аргентине снизились с 385% в 1985 г. до 82% в 1986 г., а в Бразилии с 246% в 1985 г. до 64% в 1986 г. Однако наряду с этим в 1987 г. в Аргентине увеличился дефицит государственного бюджета; Бразилии в 1986 г. не удалось решить проблему сокращения государственного дефицита. В 1987 г. ситуация усложнилась еще больше: уровень инфляции в Аргентине составил 175%, а в Бразилии 321%. Предпринятые впоследствии не слишком настойчивые попытки осуществления реформ не увенчались успехом ни в одной из упомянутых стран. В Аргентине началась гиперинфляция. Только в июле 1989 г. после прихода к власти президента Карлоса Менема и фактического развала национальной платежной системы рост цен составил 197%. Накануне президентских выборов в 1989 г. годовые темпы инфляции в Бразилии приблизились к 1300%. По сообщению ведущего производителя электронных калькуляторов в Бразилии только за первые девять месяцев 1989 г. объем продаж карманных калькуляторов вдвое превысил показатель 1988 г. Совершенно очевидно, что в этих условиях население Бразилии нуждалось в каких-либо ориентирах для того, чтобы справиться с "взрывным" ростом номинальных цен. Новый президент Бразилии Фернандо Коллор провозгласил довольно амбициозную программу экономических преобразований, включавшую в себя сокращение государственного бюджета, активную приватизацию и борьбу со взяточничеством государственных чиновников. Однако ни на одном из указанных направлений не удалось добиться сколь-нибудь значимого успеха. К 1993 г. годовые темпы инфляции в Бразилии составляли около 800%, а президент Коллор был вынужден подать в отставку, чтобы избежать импичмента в связи с обвинением в коррупции.

В Аргентине, напротив, были предприняты ортодоксальные меры для борьбы с гиперинфляцией. В январе 1991 г. президент К. Менем назначил министром экономики Доминго Ковальо, приступившего к выполнению серьезных преобразований в области государственного бюджета, торговой политики и денежной реформы. В соответствии с "Планом Ковальо" были значительно снижены импортные тарифы, крупнейшие государственные компании, включая национальную авиакомпанию, были приватизированы, налоговые реформы привели к существенному повышению государственных доходов. Расходная часть бюджета также подлежала сокращению, что позволило к началу 1992 г. практически сбалансировать государственный бюджет. Однако наиболее решительной мерой в "Плане Ковальо" было принятие в апреле 1991 г. закона, в соответствии с которым национальная денежная единица Аргентины аустраль свободно конвертировалась в доллар США по фиксированному обменному курсу 10 ООО аустраль за 1 американский доллар. Поскольку для проведения в жизнь провозглашенного курса было необходимо иметь официальные золотовалютные резервы, центральный банк автоматически утрачивал возможность финансирования дефицита государственного бюджета за счет дополнительной денежной эмиссии. Другая статья упомянутого закона запрещала индексирование заработной платы и финансовых контрактов в соответствии с ростом цен. В январе 1992 г. была проведена денежная реформа, в соответствии с которой аустраль заменялся новой денежной единицей песо (10 ООО аустраль равнялись 1 песо). При этом устанавливался фиксированный обменный курс 1 песо за 1 доллар США.

Одновременно с "Планом Ковальо" в стране была проведена налоговая реформа, что позволило снизить годовые темпы инфляции с 800% в 1990 г. до 56% в 1991 г. и почти до 20% в 1992 г. Номинальные ставки процента достигли беспрецедентно низкого уровня и иностранный капитал устремился в экономику Аргентины. Сохранение инфляции в условиях фиксированного обменного курса песо по отношению к доллару США предполагало повышение реальной стоимости песо. В преддверии выборной кампании 1993 г. правительство Аргентины в октябре 1992 г. уступило давлению со стороны экспортеров промышленной продукции и ввело систему экспортных субсидий и импортных пошлин, что фактически соответствовало 5-10%-ной девальвации песо. Эта серьезная уступка со стороны правительства позволила предотвратить надвигающийся валютный кризис. Таким образом были достигнуты первые успехи в осуществлении довольно смелой стабилизационной программы в Аргентине. Однако к концу 1992 г. сложилась ситуация, при которой давление со стороны политических оппонентов могло быстро разрушить с большим трудом установленный вотум доверия к правительству. Какие же уроки можно извлечь из приведенных примеров? Контроль за ценами может быть весьма полезным (и, возможно, необходимым) при переходе к более низкому уровню инфляции в стране. Однако сохранение низкого уровня инфляции возможно только при постоянном и жестком контроле за государственным бюджетом, что в свою очередь позволяет замедлить темп прироста денежной массы. Несомненно, индексация заработной платы и ожидания потребителей влияют на динамику цен. Однако представители ортодоксальной школы придерживаются мнения, что единственной причиной постоянно сохраняющейся в последние годы инфляции в Латинской Америке является денежная эмиссия. Развивающиеся страны. Заимствование капитала в ретроспективе Получив представление об основных макроэкономических характеристиках развивающихся стран и о долговременных факторах, определявших необходимость внешнего заимствования в прошлом, мы обратимся к исследованию роли развивающихся стран в мировом экономическом развитии текущего столетия. С конца XIX в. и в начале XX в. объем предоставляемых развивающимся странам займов увеличивался быстрыми темпами. В период Великой депрессии развитые страны прекратили финансирование стран Третьего мира. Однако с течением времени этот процесс возобновился, и до начала 80-х гг. наращивание объемов предоставляемых в качестве займов средств шло высокими темпами. События 1982 г. привели к резкому сокращению потока финансовых средств в развивающиеся страны и международному долговому кризису, поразившему экономику многих стран более чем на десятилетие. События, предшествовавшие долговому кризису 1982 г., могут служить хорошим историческим уроком и пролить некоторый свет на причины возникновения кризиса.