История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Приток капитала в развивающиеся страны до 1914 г.

До начала Первой мировой войны приток финансовых средств, в основном в форме займов, из Европы в развивающиеся страны был весьма значительным. В период с 1870 по 1914 гг. Британия инвестировала ежегодно в среднем около 5% ВНП за рубежом. Соответствующий показатель для Франции и Германии, являвшихся ведущими после Британии заимодателями капитала, колебался от 2 до 3% ВНП. В этот период Лондон центр системы золотого стандарта был также и основным международным финансовым центром. Многие развивающиеся страны получали заемные средства, продавая свои облигации в Лондоне, используя для этого, как правило, местные синдикаты финансовых брокеров и банков. Принимая во внимание состояние международной экономики после Первой мировой войны, можно с уверенностью сказать, что предшествовавший 1914 г. период был настоящим раем для международных инвесторов. Международный рынок капитала, расположенный в Лондоне, действительно процветал вплоть до 1914 г., однако ситуация в целом уже не была столь умиротворенной, как это может представиться из ностальгических описаний, составленных в межвоенный и послевоенный период. Как уже отмечалось в гл. 19, в условиях золотого стандарта экономические колебания были довольно значительными, а изменения конъюнктуры в Европе сразу сказывались на экономическом благосостоянии стран-заемщиков Третьего мира. Резкое сокращение экспортных доходов приводило в некоторых случаях к задержке выплат по обслуживанию внешнего долга. Кроме того, иногда прекращение выплат иностранным кредиторам объяснялось разбалансированно-стью национальной экономики развивающихся стран.

Считается, что обязательства по займу не выполняются в тех случаях, когда заемщик не осуществляет выплат, предусмотренных условиями контракта. Для заемщиков из менее развитых стран подобная ситуация в период до 1914 г. отнюдь не была редкостью. В частности, несколько американских штатов в этот период оказались не в состоянии обслуживать свои внешние займы. В таких случаях потери несут индивидуальные заимодатели. Даже в случае, если заемщик после улучшения своей экономической ситуации иногда возобновляет выплаты по обслуживанию долга, непосредственным результатом нарушения обязательств по займу является резкое падение стоимости его выпущенных в обращение ценных бумаг и, как следствие этого, большие потери капитала у держателей облигаций государственного займа. Как правило, частные держатели облигаций внешнего государственного займа не могут оказывать сколь-нибудь существенного влияния на финансовую деятельность правительств развивающихся стран. Чем же объясняется столь активный приток иностранного капитала в развивающиеся страны в период до 1914 г.? Для понимания этой проблемы необходимо принять во внимание следующие факторы, оказывающие важное влияние на динамику инвестиций.

1. Возможности для прибыльного инвестирования в развивающиеся страны представлялись весьма привлекательными. Регионы располагали богатыми природными ресурсами, которые практически не разрабатывались, что определяло вероятность высокой прибыльности вложений в строительство заводов, железных дорог и коммунальных предприятий. 2. До 1914 г. большая часть финансовых средств, предоставлявшихся европейскими странами, направлялась в США, Канаду, Аргентину и Австралию, являвшимися в тот период малонаселенными странами, привлекавшими большое число иммигрантов (квалифицированных рабочих и предпринимателей) из Европы. Рагнар Нурксе, профессор Колумбийского университета, в известной статье отмечал, что поток рабочей силы и поток финансовых средств из Европы взаимно усиливали друг друга. Европейские кредиторы были уверены, что иммигранты из европейских стран донесут в регионы, избранные ими для проживания, все достижения Промышленной революции. Слияние культурных традиций в результате миграционных потоков также облегчало процесс переговоров в области международного заимствования капиталов. Европейский капитал проявлял также интерес к наиболее населенным районам тропиков, однако в основном это были прямые инвестиции в рудники, плантации или другие предприятия, связанные с добычей и переработкой сырьевых ресурсов. В отличие от портфельных инвестиций прямые зарубежные инвестиции, осуществляемые европейскими менеджерами, могли быть прибыльными даже в условиях неразвитости местного предпринимательства6. 3. Лидерство Великобритании в мировой экономике сыграло решающую роль в создании благоприятного климата для международных инвестиций. Великобритания, имевшая большой опыт в области свободной торговли и миграции капиталов, располагала финансовыми ресурсами для осуществления инвестиций в других частях мира и одновременно представляла собой сформировавшийся рынок для экспортеров из развивающихся стран, на котором они могли заработать средства для обслуживания внешнего долга. Поскольку возможности для прибыльного вложения капитала самой Великобритании к концу XIX в. были практически исчерпаны, в период с 1870 до 1914 гг. от 25 до 40% национальных сбережений инвестировалось за рубежом. Это стимулировало активный поиск возможностей инвестирования за границей, что входило в непосредственные обязанности лондонских финансовых центров. Кроме того, британские кредиты позволяли импортерам из развивающихся стран осуществлять закупку оборудования и других товаров непосредственно в Англии. Британское правительство рассматривало зарубежное кредитование как важную составляющую экономического процветания национальной экономики, и именно этим объяснялись его активное участие в урегулировании всех спорных проблем и поддержка политики международной торговли и инвестирования. После окончания Первой мировой войны Лондон утратил свои позиции в качестве крупнейшего мирового финансового центра, и крупнейшим кредитором развивающихся стран стали Соединенные Штаты Америки. Англия и Франция в результате участия в военных действиях оказались крупными должниками США, а Германия должна была осуществлять репарационные выплаты. Таким образом, ни одно из этих европейских государств, являвшихся в довоенные годы ведущими международными заимодателями, не смогло играть какой-либо значительной роли в качестве кредитора развивающихся стран. Для того чтобы укрепить свой пошатнувшийся платежный баланс, Великобритания запретила своим резидентам осуществлять зарубежное кредитование в период между двумя мировыми войнами. В 20-е годы многие развивающиеся страны разместили свои ценные бумаги в США, что сопровождалось растущим притоком прямых американских инвестиций. Ни одна развивающаяся страна не нарушала в эти годы обязательств по обслуживанию полученных займов, однако к концу десятилетия появились первые сигналы тревоги. С середины 20-х гг. начали падать мировые цены на сельскохозяйственную продукцию, являющуюся главным источником экспортных доходов для большинства развивающихся стран. А после 1928 г. США резко снизили объем зарубежного кредитования, поскольку американцы перевели свои сбережения с иностранных рынков на переживающую бурный подъем в Нью-йоркскую биржу. Крах Нью-йоркской биржи в октябре 1929 г. и последовавшая за этим Великая депрессия почти полностью истощили международные финансовые потоки. Утратив возможность получать зарубежные кредиты, развивающиеся страны были вынуждены сократить объем импорта, что повело к сокращению совокупного спроса на товары промышленно развитых стран. А с введением развитыми странами высоких таможенных барьеров на импорт развивающиеся страны-должники практически утратили возможность получения экспортных доходов, необходимых для обслуживания внешнего долга. Боливия объявила об отказе осуществлять выплаты по внешним займам 1 января 1931 г., а в течение последующих трех лет таким же образом поступила практически каждая вторая латиноамериканская страна. Одновременно с этим большинство из стран региона отказались от золотого стандарта, ввели плавающие валютные курсы и начали проводить экспансионистскую денежно-кредитную и налоговую политику для преодоления последствий экономической депрессии. Соединенные Штаты Америки не могли предотвратить всемирный финансовый кризис, что Великобритания, пожалуй, в состоянии была бы сделать в период до 1914 г. Лишь малая часть американских сбережений была предоставлена в качестве зарубежных займов, а экспорт занимал относительно небольшую долю в ВНП США. Именно этим объясняется тот факт, что американское правительство и финансовые круги США не рассматривали нормальное функционирование международной торговли и финансовой системы как важный составной элемент экономического благополучия США.

Также в отличие от Великобритании довоенного периода (до 1914 г.) США оказались не в состоянии поддерживать свою ответственность в качестве международного кредитора и обеспечить рынок для национального экспорта стран-задолжников. США поступили так же, как и все зарубежные страны, повысившие в начале 1920-х гг. тарифы с целью преодоления последствий экономического спада и оказания протекционистской поддержки созданным в годы Первой мировой войны отраслям промышленности. Вместо того чтобы продемонстрировать приверженность политике свободной торговли, американцы ввели в 1922 г. тариф Фордни-Мак Камбера. Многие экономисты считают, что последовавшее за этим введение в 1930 г. тарифа Смута-Холи нанесло особый ущерб мировой экономике (см. гл. 10 и 19). Эта мера привела к стремительному падению цен на товары сельскохозяйственного экспорта развивающихся стран в самом начале Великой депрессии.

Хотя заявления о неплатежеспособности той или иной страны звучали и до 1914 г., всеобщий и синхронизированный кризис неплатежеспособности в начале 1930-х гг. носил беспрецедентный характер. К практически всеобщему для развивающихся стран отказу оплачивать свои долги присоединилась после прихода к власти Гитлера и крупнейшая промышленно развитая страна Германия. В результате этих событий поток международных кредитных ресурсов, обеспечивавший в 20-е гг. рост мировой экономики, в 30-е гт. практически иссяк. До 1914 г. отдельные страны, испытывавшие затруднения с выплатой внешнего долга, обычно были в состоянии возобновить заимствование капитала по мере улучшения экономической ситуации и урегулирования проблем с прошлыми долгами. Однако после кризиса 1930-х гг. международный рынок капитала не демонстрировал подобной готовности. Всеобщий характер долгового кризиса еще более усугубил Великую депрессию. В свою очередь, депрессия и вызванные ею к жизни торговые ограничения усилили кризис неплатежеспособности и осложнили возврат к нормальной системе международного кредита. Накануне Второй мировой войны развивающиеся страны в основном не имели допуска на международный рынок капиталов, а объем частного кредитования, соизмеримый с периодом, предшествовавшим депрессии, был достигнут лишь в 1970-е гг.

В период с 1945 г. до начала 1970-х гг. приток капитала в развивающиеся страны осуществлялся в виде государственного кредитования, краткосрочных торговых кредитов, предоставлявшихся зарубежными экспортерами, и прямых иностранных инвестиций. Многие предоставленные развивающимся странам торговые кредиты в дальнейшем получили статус государственных займов после того, как по ним были предоставлены правительственные гарантии, что по сути было косвенным субсидированием национального экспорта. Поскольку отдельные заемщики испытывали в этот период определенные трудности с возвратом долгов, правительства развитых промышленных стран и международные кредитные организации в 1956 г. создали Парижский клуб в качестве институциональной структуры для реструктуризации долгов официальным кредиторам. Реструктуризация осуществляется в тех случаях, когда происходит отсрочка выплаты долга с учетом того факта, что с отложенных выплат взимается определенный дополнительный процент. Прямое инвестирование так же небезопасно, как и предоставление займов, однако здесь инвесторов подстерегает опасность иного рода. Речь идет о потенциальной угрозе национализации (т.е. экспроприации) собственности иностранных инвесторов правительствами принимающих стран. Для послевоенного периода был характерен подъем националистических настроений по мере завоевания независимости бывшими колониями. В этой обстановке правительства некоторых стран не довольствовались лишь налогообложением иностранных предприятий, а просто забирали в свои руки все принадлежавшие им активы. Вопрос о компенсации захваченного имущества в этих случаях решался каждый раз на индивидуальной основе, однако обычно пострадавшие от национализации компании могли оказывать крайне малое влияние на исход дела. Несмотря на риск национализации и высокий уровень налогообложения, в 50-60-е гг. поток прямых инвестиций в развивающиеся страны быстро возрастал. Отчасти это объяснялось тем фактом, что многие из этих стран располагали большими запасами ценных сырьевых ресурсов.

парижский клуб

Возникшие в Аргентине сложности с выплатой внешнего долга способствовали созданию в 1956 г. Парижского клуба как органа ведения переговоров по поводу задолженности отдельных стран государственным кредиторам. Клуб не предполагает постоянного членства, напротив, участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются правительство страны-должника и его кредиторы. Традиционно заседание проходит под председательством старшего чиновника французского казначейства. Важным принципом, определяющим деятельность Парижского клуба по реструктуризации долга, является равенство всех кредиторов. Перед тем как заключить соглашение, страны-должники, прибегающие к услугам Парижского клуба, обычно должны подписать соглашение с МВФ о получении займа от него с обязательством осуществления одобренной МВФ экономической программы. Стабилизационная программа, являющаяся непременным условием МВФ, обычно нацелена на ограничение совокупного спроса в стране-должнике и увеличение национального экспорта. Кредиторы рассматривают стабилизационную программу МВФ в качестве необходимого условия для достижения сбалансированности счета текущих операций, необходимой для возобновления страной-должником выплат по внешнему долгу*.

Коммерческие банки, столкнувшиеся с необходимостью осуществления реструктуризации внешнего долга какой-либо страны, быстро переняли опыт Парижского клуба. И ныне эти частные кредитные институты используют для ведения переговоров созданный в более поздний период Лондонский клуб.