История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Долговой кризис в других странах

Даже с началом Мексикой долгих и сложных переговоров по урегулированию проблемы внешнего долга другие страны Латинской Америки, например Бразилия (долг в 1982 г. составил почти 88 млрд. долл.) и Аргентина (долг приблизился в тот же период к 40 млрд. долл.), оказались не в состоянии найти источник получения дополнительных иностранных займов и даже добиться пролонгации краткосрочных долговых обязательств, по которым наступил срок погашения. Банкиры видели, что экономическая ситуация во всех латиноамериканских странах-должниках очень схожа, и поэтому опасались, что в случае отказа Мексики от уплаты внешнего долга другие страны могут последовать ее примеру, как это уже случилось в 1930-е годы. Банки постарались уменьшить свой риск, отказавшись предоставить новые кредиты или пересмотреть условия старых займов. К концу 1986 г. более 40 стран Латинской Америки, Африки и других регионов испытывали очень серьезные финансовые затруднения. Страны Восточной Азии (за исключением Филиппин) продолжали сохранять высокие темпы роста даже в период экономического спада и избежали необходимости реструктуризации внешнего долга (см. табл. 23.4).

Поскольку основная часть внешнего долга в странах Африки приходилась на государственные организации и правительства, решение этой проблемы находилось целиком и полностью в ведении Парижского клуба. Однако по-прежнему не существовало механизма решения проблемы реструктуризации огромного долга латиноамериканских стран коммерческим банкам. Сотни банков во всем мире имели претензии к странам Латинской Америки, а американские корпорации, такие, как "Ситикорп", "Банк оф Америка" и "Мануфекчурер Хеновер", имели значительное долевое участие в кредитовании стран этого региона. Всеобщий отказ латиноамериканских стран от выплаты внешнего долга угрожал бы жизнеспособности крупных и ряда более мелких банков, что в целом нанесло бы значительный ущерб мировой финансовой системе. Именно поэтому Совет Федеральной Резервной Системы США и центральные банки других зарубежных стран стремились предотвратить возможность отказа выплаты внешнего долга даже в отношении одной страны, и рассматривали эту задачу как важнейшую на данный момент. Так, в случае объявления Бразилией отказа от выплаты долгов могла возникнуть целая цепь банкротств банков в различных странах. Повторения всеобщего банковского кризиса, имевшего место в начале Великой депрессии, не хотел никто. Экономические проблемы невыполнения обязательств суверенным должником Проблема урегулирования долгового кризиса вылилась в сложный и неоднозначный процесс, в который оказались вовлечены правительства стран-кредиторов и заемщиков, МВФ, Мировой Банк и крупнейшие частные банки, имеющие претензии к развивающимся странам. Однако для того чтобы понять, как развивался процесс разрешения долгового кризиса, нам необходимо прежде всего исследовать экономические причины, побуждающие правительство той или иной страны принять решение о неуплате внешнего долга". Как уже отмечалось ранее, в большинстве случаев правительство либо само выступало заемщиком, либо давало гарантии по кредитам, предоставлявшимся развивающимся странам. В силу этой характерной особенности кредитования стран Третьего мира принятие решения о неуплате внешнего долга по сути дела является решением правительственного уровня, а не отдельного частного заемщика. Принятие правительством решения об отказе от выполнения своих обязательств по внешнему долгу называется невыполнением обязательств суверенным должником, потому что в этом случае к правительству, принимающему такое решение, не могут быть применены юридические санкции, традиционно используемые в отношении частного лица в подобной ситуации. Однако и в этом случае суверенный должник несет значительные издержки. Каким же образом правительство определяет, что для него выгоднее: объявить себя несостоятельным или продолжать выполнять свои обязательства в отношении внешнего долга?