История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Первая фаза: согласованное кредитование

Панические настроения, вызванные в 1982 г. долговым кризисом, породили проблему координации, аналогичную той, которая возникает в ситуации, когда индивидуальные вкладчики пытаются отозвать свои депозиты, резко увеличивая наплыв требований к банку (см. гл. 22). Каждый отдельно взятый вкладчик считает, что для соблюдения своих интересов он должен отозвать свой вклад даже в том случае, если в результате подобного коллективного действия всех вкладчиков банк будет вынужден закрыться, а в этой ситуации уже никто не сможет вернуть свои деньги. Подобным же образом поступают отдельные банки, преследуя собственные цели и не принимая во внимание тот факт, что их совместные усилия могут привести к отказу от выплат долгов, что в конечном счете окажется наихудшим вариантом для всех. Действия центральных банков по страхованию вкладов и в крайнем случае кредитованию заемщиков снижают панические настроения в национальных банковских кругах, однако на международном уровне не существует подобной организации, которая могла бы гарантировать обязательства отдельных стран-должников. Поэтому возникла проблема любым способом обеспечить достаточный приток новых кредитов для предотвращения немедленного объявления об отказе от уплаты долгов даже в том случае, если отдельные банки предпочли бы уменьшение своей зависимости от заемщиков из развивающихся стран. Когда начался мексиканский кризис, Мексика и США организовали встречу финансового руководства страны с представителями сотни банков, имевших претензии к Мексике. Крупнейшие банки сформировали комитет советников банков для обеспечения представительства всех банков и передачи им всей имеющейся информации о ходе переговоров. Подобная система консультативного комитета послужила моделью для урегулирования многочисленных долговых прецедентов, последовавших за мексиканским кризисом. Одной из задач консультативных комитетов были координация и поддержка кредитных потоков в развивающиеся страны. Банки, входящие в консультативный комитет какой-то страны, предоставили слишком крупные займы этой стране в прошлом, а потому не могли прекратить кредитование, так как этим они немедленно спровоцировали бы объявление об отказе от выплаты внешнего долга. Поэтому эти крупные банки совместно с правительствами промышленно развитых стран и МВФ обеспечивали приток новых кредитов развивающимся странам и убеждали (или даже принуждали) более мелкие банки также продолжать кредитование. Процесс банковского кредитования в этих условиях известен как согласованное кредитование слишком деликатная формулировка для кредитования, которое во многих случаях было принудительным. По условиям согласованного кредитования банки должны предоставлять новые займы пропорционально тем объемам кредитования, которые существовали на начало долгового кризиса. Финансирование развивающихся стран продолжалось в двух формах: реструктурирование долговых обязательств и предоставление новых кредитов. Реструктуризация один из путей пролонгации долга, по которому наступил срок погашения: выплаты основной суммы займа откладываются, по ним идет начисление дополнительных процентов и таким образом краткосрочные долговые обязательства превращаются в долгосрочные. Однако в случае пролонгации кредита или отсрочки выплаты основной суммы долга не происходит возрастания объема чистых зарубежных долговых обязательств. Таким образом текущие счета страны-должника должны быть сбалансированы либо иметь положительное сальдо, и обратный перевод ресурсов кредитору должен быть равен или превышать общий объем процентных выплат по займу. Первоначально банки предоставляли некоторое дополнительное кредитование для финансирования дефицитов (существенно уменьшившихся в результате этих мер) балансов текущих операций стран-должников, однако, как мы увидим в дальнейшем, эти дополнительные потоки быстро иссякли.