История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Вторая фаза: попытки завершения кризиса

Аналитики рассчитывали, что соответствующая корректировка экономической политики стран-должников и ускорение темпов роста в промышленно развитых странах будут способствовать восстановлению процесса "спонтанного" добровольного финансирования развивающихся стран. Согласованное кредитование рассматривалось как временная

внешний долг стран восточной европы

До 1982 г. социалистические страны Восточной Европы активно заимствовали средства у банков и правительств западных стран. Хотя обычно эти страны не могли классифицироваться как "развивающиеся", для них были характерны низкий жизненный уровень населения и сильный государственный контроль за экономической деятельностью. Подобно странам Третьего мира в 1980-е гг. восточноевропейские страны столкнулись с проблемами внешнего долга. Так, например, Польша в конце 1989 г. была должна Западу почти 40 млрд. долл. Страна столкнулась с долговыми проблемами даже до начала долгового кризиса 1982 г., когда рабочие в рамках движения Солидарности проводили забастовки и прекратили выпуск продукции. После многих лет политических репрессий и дефицита Польша в 1989 г. совершила неожиданный поворот к демократии. Новое правительство, возглавляемое Солидарностью, начало децентрализацию экономики и ввело частичную конвертируемость национальной валюты злотого. Несмотря на то, что Польше в прошлом не удалось полностью рассчитаться со своими официальными кредиторами, МВФ, Мировой банк и правительства западных стран предоставили стране значительные кредиты. В начале 1991 г. Польша и государства, предоставившие ей кредиты, в рамках Парижского клуба подписали соглашение о погашении половины долговых обязательств Польши этим странам. Однако коммерческие банки не последовали этому примеру и отказались предоставить Польше новые кредиты или простить старые долги.

Венгрия, имевшая в 1990 г. внешний долг в 21 млрд. долл., избежала реструктуризации долга. Только подчинившись жесткой политике обусловленного предоставления займов, стране удалось финансировать дефицит баланса текущих операций. Однако в 1991 и 1992 гг. поток официального финансирования был дополнен всплеском частных прямых иностранных инвестиций в экономику Венгрии.

Единственной страной, продемонстрировавшей иной подход к решению долгового кризиса, была Румыния. Ее президент Николае Чау-шеску решил в кратчайшие сроки выплатить всю сумму внешнего долга, составлявшую 21 млрд. долл. Страна прекратила импорт товаров и экспортировала продукты питания, необходимые для внутреннего потребления, что позволило ей к 1989 г. выплатить большую часть внешнего долга. При этом, однако, население Румынии вело нищенское существование. Подобная политика наряду с жесткими действиями секретных служб привела к политическому конфликту в стране. В конце 1989 г., в то время, когда другие страны Восточной Европы мирным путем перешли к демократии, в Румынии произошла кровавая революция, уничтожившая режим Чаушеску. Советский Союз также получал кредиты и займы от капиталистических стран. Когда в 1991 г. произошел распад СССР, Россия взяла на себя ответственность за все долговые обязательства бывшего советского государства, составлявшие на конец 1991 г. 66 млрд. долл. Общий объем внешнего долга стран Восточной Европы в тот период достигал, по оценкам, 109 млрд. долл. Развал национальной экономики вынудил Россию прекратить выплаты в счет долга, а обещанная помощь с Запада поступала слишком медленно. По мере нарастания политической и экономической нестабильности зимой 1992-1993 гг. многие западные комментаторы настоятельно рекомендовали правительствам своих государств уменьшить иностранный долг России. В целях оказания поддержки реформистски настроенному российскому президенту Борису Ельцину правительства стран Запада в апреле 1993 г. достигли соглашения о реструктуризации 15 млрд. из общей суммы 20 млрд. долл., составляющей объем долга зарубежным официальным кредиторам. Этот шаг открыл дорогу к переговорам между Россией и частными кредиторами в рамках Лондонского клуба. мера, предназначенная для того, чтобы компенсировать сокращение банковского кредитования развивающихся стран и выиграть время, пока эти страны смогут достичь уменьшения доли долговых обязательств в ВНП. В официальных кругах полагали, что со временем должники окажутся в состоянии и захотят вернуть полученные займы полностью. Результаты стабилизационных мероприятий, предпринятых развивающимися странами после 1982 г., отражены в табл. 23.2, 23.4 и 23.5. К 1984 г. дефицит баланса текущих операций стран, не являющихся нефтеэкспортерами, значительно уменьшился по сравнению с уровнем начала 1980-х гг., и развивающиеся страны-должники осуществляли значительный перевод ресурсов в страны, предоставлявшие займы. Однако подобное уменьшение дефицита баланса текущих операций потребовало определенных жертв. Из табл. 23.4 видно, что в регионах, наиболее пострадавших от долгового кризиса, темпы роста производства в 1983 г. были отрицательными. Резкое снижение темпов роста, естественно, сопровождалось высоким уровнем безработицы, падением реальной заработной платы и ростом политической нестабильности. Более того, низкие темпы роста стран Латинской Америки способствовали углублению экономического кризиса в промышленно развитых странах в начале 1980-х гг. Оздоровление мировой экономики в 1984 г. оказало позитивное влияние на темпы роста и занятость в развивающихся странах. К началу 1985 г. многие наблюдатели отметили, что пик долгового кризиса позади, и мировая экономика действительно сможет преодолеть кризис (она просто "перерастет" долговую проблему). Однако последующее развитие событий показало преждевременность подобных надежд. В 1985 г. произошло замедление всеобщего оздоровления экономики, что непосредственно сказалось на сокращении зарубежного спроса на экспортные товары развивающихся стран и ухудшении условий торговли для этой группы стран (см. рис. 23.1). Страны-должники выиграли от снижения процентных ставок в США, поскольку это несколько снизило объем выплат по обслуживанию внешнего долга, однако не было и намека на быстрое возобновление темпов экономического роста, подобного 1984 г., когда развивающиеся страны приблизились к достижению внутреннего и внешнего равновесия. В ряде стран-должников давление на государственный бюджет привело к ускорению темпов инфляции.

Некоторую обеспокоенность вызывало также нарастание недовольства политической оппозиции в ряде промышленно развитых стран (включая и США) по поводу торговых ограничений, введенных в отношении ряда развивающихся стран-должников. Закрывая рынки промышленно развитых стран для товаров стран-должников, протекционизм, как это уже случилось в 1930-е гг., вполне мог подтолкнуть должников к отказу от уплаты долгов. К 1986 г., несмотряна некоторое улучшение условий их торговли, страны-должники начали проявлять серьезные признаки "усталости от долгового бремени". Все чаще стали раздаваться призывы о смягчении долгового бремени в какой-либо форме, например снижении уровня процентных ставок или списании основной суммы долга. Кредиторы опасались, что другие страны могут последовать примеру Перу, которая объявила о том, что она будет придерживаться нормы обслуживания долга, равной 10%. Многие банки продали долговые обязательства развивающихся стран, и эти ценные бумаги нового типа продавались на растущем вторичном рынке по сниженной цене, отражающей вероятность невозврата кредитов. Рис. 23.2 иллюстрирует, как возрастающий пессимизм относительно перспектив стран Третьего мира отразился на падении цен на долговые обязательства развивающихся стран на вторичном рынке. В феврале 1987 г. Бразилия неожиданно приняла решение о невыплате долгов, объявив об одностороннем прекращении выплат процентов по займам коммерческих банков. Давление со стороны кредиторов вскоре заставило Бразилию соблюдать их интересы, однако этот эпизод позволил банкирам утратить иллюзии относительно возврата предоставленных развивающимся странам средств в полной мере. В мае 1987 г. американский банк "Ситикорп" ошеломил финансовые рынки, объявив о резком увеличении собственных резервов для страхования возможных потерь по сомнительным займам. Этому примеру последовали и другие банки, кредитовавшие в прошлом развивающиеся страны, что привело к крупным убыткам в бухгалтерских счетах, поскольку увеличение резервов, страхующих возможные потери кредитов (что означало увеличение банковского капитала), немедленно приводило к уменьшению прибылей (что в противном случае произошло бы позднее, когда эти средства использовались бы на покрытие потерь от невозврата кредитов). Эта мера фактически означала признание банками возможности неполного возврата долга. На рис. 23.2 показано, что средняя рыночная стоимость займа, предоставленного стране, имеющей крупную внешнюю задолженность, к концу года составляла более половины его номинальной стоимости. Такое падение цены означало, что инвесторы предполагали, что возврат по среднему займу составит менее 50 центов на один доллар.После 1982 г. американские банки уменьшили в своих портфелях долю займов развивающимся странам и увеличили соотношение банковского капитала к займам подобного типа (см. табл. 23.6). Теперь, когда их балансы были менее уязвимы в отношении кризиса платежеспособности их клиентов, банки свидетельствовали о своем намерении вести более жесткую политику, предоставляя развивающимся странам еще меньше, чем ранее, финансовых средств. В 1987 г. перевод ресурсов в развивающиеся страны резко сократился (табл. 23.5), что привело к замедлению темпов роста производства в регионах с крупной задолженностью (табл. 23.4). Аргентина, являющаяся крупнейшим должником, серьезно нарушала график платежей по обслуживанию внешнего долга. К началу 1989 г. цены вторичного рынка на долговые обязательства развивающихся стран опять упали.