История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Относительные цены и распределение доходов

На рис. ЗП.2 отражено распределение доходов внутри сектора промтоваров при данной реальной заработной плате. Мы знаем, что предприниматели будут нанимать новых рабочих пока их реальная заработная плата в единицах промтоваров

не будет равна предельному продукту труда. По рисунку можно сразу определить, что общий объем выпуска промтоваров равен площади пространства под кривой предельного продукта. Можем также сразу увидеть, какая часть выпуска промтоваров будет уплачена рабочим в виде заработной платы. Она равна произведению реальной заработной платы на количество затраченного труда и выражается на графике площадью четырехугольника под кривой

Оставшаяся часть пространства под этой кривой соответствует доходам владельцев капитала. Аналогично можно определить и распределение доходов между наемными работниками и землевладельцами в производстве продовольствия.

Предположим, что относительная цена промтоваров выросла. Мы видели на рис. 3.7, что рост

уменьшает реальную заработную плату в единицах промтоваров и увеличивает ее в единицах продовольствия. Последствия этого факта для доходов капиталистов и землевладельцев показаны на рис. ЗП.З и ЗП.4. В секторе промтоваров реальная заработная плата падает с

1 до

. В результате доходы капиталистов возрастают. В секторе продовольствия реальная заработная плата растет с

до

и поэтому доходы землевладельцев уменьшаются.

Эти перемены в распределении доходов усиливаются и собственно самим изменением

Владельцы капитала получают больше доходов в единицах промтоваров, и плюс к тому покупательная способность этих доходов возрастает с ростом цен на промтовары. Землевладельцы получают меньше доходов в единицах продовольствия, и их потери становятся на самом деле еще больше из-за роста относительных цен на промтовары.

Ресурсы и внешняя торговля: модель хекшера-олина

Если труд считать единственным фактором производства, как в модели Рикардо, то сравнительные преимущества могут появиться только из различий в производительности труда между странами. В реальной жизни в основе внешней торговли лежит не только это, но и разница в ресурсах, которыми располагают те или иные страны. Канада экспортирует в США лес не потому, что ее лесорубы производительнее американских в большей мере, чем канадцы других профессий, а потому, что менее плотно населенная Канада располагает большими запасами леса в расчете на одного жителя. Реалистичный взгляд на торговлю предполагает учет влияния не только труда, но и иных факторов производства земли, капитала и минеральных ресурсов. Чтобы объяснить роль ресурсов во внешней торговле, рассмотрим ниже модель, где ресурсные различия считаются единственным фактором, от которого зависит торговля. По этой модели сравнительные преимущества определяются взаимодействием ресурсного потенциала страны (относительной избыточности факторов производства) и технологии (которая влияет на относительную интенсивность использования различных факторов в процессе производства). Мы уже встречались с этой идеей, когда разбирали в гл. 3 модель специфических факторов. В данной главе рассмотрим взаимосвязь технологии и сравнительного изобилия факторов более подробно. Теория, связывающая развитие международной торговли с различиями в ресурсном потенциале, является одной из основных в общей теории международной экономики. Ее разработали два шведских экономиста Эли Хекшер и Бертиль Олин (последний получил Нобелевскую премию в 1977 г.). И потому эту теорию часто называют теорией Хек-шера-Олина. Другое ее название теория факторных пропорций связано с тем, что на первый план здесь выдвигается взаимосвязь между долей, которую занимает каждый фактор в ресурсном потенциале различных стран, и пропорциями, в которых они используются в производстве разных товаров. Рассмотрение теории факторных пропорций начнем со случая закрытой экономики, а затем разберем ситуацию, когда два подобных хозяйства начнут торговать между собой. Поскольку, несмотря на важность этой теории, многие ее положения оказываются спорными, здесь мы рассмотрим эмпирические аргументы как за, так и против теории факторных пропорций.

Модель экономики с двумя факторами производства

Простейшая модель факторных пропорций во многом схожа с моделью специфических факторов, рассмотренной в гл. 3. В данной модели предполагается, что в экономике производятся лишь два товара, каждый из которых требует затрат двух факторов производства. Здесь нет ограничения, что один из факторов может быть использован только в производстве какого-то одного товара. Оба фактора потребляются в обеих отраслях. Это несколько усложняет модель, но позволит нам сделать ряд очень важных открытий.