История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

План брэйди

Нерешенность долговой проблемы побудила правительство США выступить с новой инициативой, и в марте 1989 г. был выдвинут План Брэйди. Секретарь Казначейства США Джеймс А. Бейкер-третий в 1985 г. основывал долговую политику США на предположении, что постепенно произойдет полный возврат всех долгов.

Его последователь Николас Брэйди открыто признал, что полный возврат долгов не является более разумной и достижимой целью. По его плану необходимо было оказать давление на банки для того, чтобы выработать какие-то меры по облегчению долгового бремени. Кроме того, он призывал к расширению объема сделок на вторичном рынке с целью снижения объема долговых выплат. План Брэйди состоял из трех основных разделов: 1. Коммерческие банки должны были "работать с нациями-должниками, для того чтобы предоставить им более широкий выбор альтернативных форм финансовой поддержки, включая активные усилия по уменьшению как основной суммы долга, так и выплат по обслуживанию долга, а также обеспечивать им новые кредиты". Договоры о синдицировании банков, регулирующие кредитование развивающихся стран-должников коммерческими банками, содержали положение о разделении ответственности и негативную залоговую оговорку, что препятствовало заключению взаимовыгодных финансовых сделок между должниками и отдельными участниками синдиката. Брэйди призывал к временному отказу от предъявления исков для того, чтобы дать возможность должникам и отдельным банкам урегулировать проблемы внешней задолженности. 2. МВФ и Мировой банк должны были обеспечить финансирование "в целях сокращения основной суммы долга и уменьшения объема выплат по обслуживанию долга". На практике международные институты могли бы выступать в качестве гарантов новых облигаций, выпущенных должниками в обмен на сумму внешнего долга или могли бы предоставить кредиты "для пополнения резервов государств-должников" для выкупа собственных долговых обязательств на вторичном рынке. 3. МВФ должен был пересмотреть практику затягивания предоставления займов должникам до того момента, пока коммерческие банки не подпишут с ними соглашения о предоставлении кредитов. Первоначально смысл этой меры заключался в осуществлении координирования рынка и в подталкивании банков к согласованному кредитованию, однако к 1989 г. эти меры стали использоваться банками против должников. В Плане Брэйди отчетливо прослеживается стремление серьезно уменьшить сплоченность банков как единой группы, принимающей участие в переговорном процессе. Тем самым он отражает крен в государственной политике США в сторону интересов стран-должников. Что же заставило США обострить отношения с банками? Наиболее значимым является тот факт, что долговой кризис, по-видимому, подрывал политическую стабильность в латиноамериканском регионе. На президентских выборах 1988 г. правящая партия Мексики была подвергнута жестокой критике; в опасной ситуации оказались и едва оперившиеся демократические режимы в Аргентине, Бразилии и других странах Латинской Америки. Кроме того, банкам удалось за последние семь лет существенно укрепить свои балансы, так что даже значительные потери, которые они понесли бы в случае невозврата кредитов развивающимися странами, не смогли бы подорвать мировую финансовую систему, что было вполне реальным в 1982 г. (см. табл. 23.6).

План Брэйди не давал детального описания того, каким образом содержащиеся в нем рекомендации должны были воплощаться в жизнь. Однако одно было очевидно: официальные организации должны содействовать уменьшению внешнего долга путем использования рыночного механизма, то есть уменьшение долгов развивающихся стран

должно осуществляться посредством "добровольных" рыночных сделок. Прежде чем описывать воздействие Плана Брэйди на долговую проблему, остановимся на вопросе о том, какая экономическая теория лежит в основе подобного подхода к решению долговой проблемы. Использование рыночного механизма для уменьшения внешнего долга К 1987 г. долговые обязательства стран с крупными проблемами в отношении внешней задолженности продавались на вторичном рынке по ценам значительно ниже их номинальной стоимости (см. рис. 23.2).Некоторые наблюдатели считали, что подобный низкий уровень цен вторичного рынка на долговые обязательства дает возможность легкого (основанного на использовании рыночного механизма) решения проблемы внешней задолженности. Наиболее очевидным образом (или по крайней мере так казалось на первой взгляд) страны могли существенно сократить свой долг, просто скупая свои долговые обязательства по низким рыночным ценам. В этом смысле План Брэйди представлял официальное обоснование и поддержку рыночному механизму уменьшения внешнего долга. Есть, однако, причина, позволяющая скептически относиться к утверждениям, что выкуп долговых обязательств на вторичном рынке или подобные операции будут способствовать решению долговой проблемы той или иной страны. Действительно, тщательное исследование того, что происходит, когда страна, используя собственные ресурсы, скупает

свои долговые обязательства, показывает, что единственные, кто выигрывает в результате этой операции, это ее кредиторы. А страна, совершившая подобную операцию, может оказаться в еще более худшем положении, чем прежде. Опыт последних лет в этом смысле полностью подтверждает вышесказанное. Представим себе, что страна, имеющая проблемы с обслуживанием внешнего долга, расходует 250 млн. долл. из собственных средств для того, чтобы выкупить долговые обязательства на сумму 1 млрд. долл. при общем объеме внешнего долга 100 млрд. долл. на вторичном рынке по цене 25 центов за один доллар. Как может эта сделка нанести ущерб этой стране и принести выгоды кредиторам? В конце концов, если экономическая ситуация в стране сложится настолько благополучно, что она сможет вернуть оставшиеся 99 млрд. долл. внешнего долга, ее выплаты уменьшатся на 1 млрд. долл., и цена за уменьшение налогового бремени составит лишь 250 млн. долл. Проблема заключается в том, что если долговые обязательства какой-либо страны продаются по низкой цене на вторичном рынке, то вряд ли существует вероятность того, что когда-либо эта страна окажется в состоянии вернуть даже уменьшенную сумму (99 млрд. долл.) долга и вообще сумму даже меньшего порядка. Объем выплат, который кредиторы смогут получить от страны в этом случае, никак не зависит от того, что номинальная стоимость внешнего долга составляет 99 млрд., а не 100 млрд. долл. В то же время страна-должник напрасно потратит 250 млн. долл., а в действительности отдаст эту сумму своим кредиторам.

Этот пример является, конечно, крайним случаем, но он иллюстрирует более общее положение. Страна, использующая свои собственные ресурсы для выкупа своих долговых обязательств по дисконтированной стоимости, извлекает меньшую выгоду, чем затраченная в этом случае сумма. Таким образом, страна терпит убытки, а ее кредиторы соответственно получают прибыль.