История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Организация торговли внутри советского союза

Как управляется торговля в рамках СЭВ? В принципе, решения о торговых потоках выносились как часть процесса координации централизованного планирования. Практически этот процесс планирования работал только в рамках самого Советского Союза, но и здесь он действовал на несколько случайной основе. На более обширной территории СЭВ торговля выступала в виде бартерных соглашений между национальными правительствами. В Советском Союзе управление экономикой велось на годовой основе путем выработки общих экономических планов, которые определяли уровень производства большинства товаров. План, устанавливающий производственные задания на уровне всей экономики, доводился до различных правительственных организаций, которые разбивали общий объем производства на отдельные задания индивидуальным предприятиям и фабрикам с указанием будущего получателя продукции. Определяемое этими заданиями распределение целей и формировало основу торговли внутри Советского Союза.

На практике система была более беспорядочной. Задания часто были нереальными, не выполнялись или выполнялись за счет производства товаров худшего качества. На любом уровне процесса администраторы понимали, что они не могут рассчитывать на поставки, обещанные планом, и в результате возникало стремление к самообеспечению. Например, завод по производству стали не мог доверять шахтам, которые, как предполагалось, должны поставлять железную руду или уголь. Если было возможно, они старались

установить контроль над своими собственными железорудными и угольными шахтами, а также строительными предприятиями, больницами и всеми другими объектами, которые удалось им получить. Советские промышленные предприятия часто становились похожими на диверсифицированные малые экономики с небольшим (и обычно неэффективным) объемом производства через широкий ряд видов деятельности, по-видимому не связанных с их основной функцией.

Мы могли предположить, что это стремление к самообеспеченности снизит объем межреспубликанской торговли, но предприятие часто имело отделения на расстоянии тысяч миль и находило, что проще получить необходимые материалы у отделения в другой республике, чем из более близкого источника, контролируемого другим предприятием. Когда предприятия не могут достигнуть самообеспеченности, они часто между собой договариваются о неформальных бартерных сделках. Результатом этой системы явился комплексный образец торговли между предприятиями и территориями. Система порождала некоторую явную неэффективность. С одной стороны, фабрики иногда были чрезмерно самообеспеченными, а с другой стороны, было много неоправданных перевозок товаров на большие расстояния. Однако до середины 1980-х гг. успехи советской экономики в основном определялись действиями центральной власти, которая заставляла предприятия изменять их поведение, когда нехватки в определенных отраслях становились особенно серьезными. После 1985 г., как только система начала разрушаться, власть центрального правительства стала размываться. Мы в этой главе позднее рассмотрим характер этого разрушения.