История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Изменение условий торговли

Как мы уже выяснили, торговля при централизованном планировании испытывала недостаток в ясном механизме определения относительных цен. В результате фактические цены, которые восточноевропейские страны платили и получали за проданные товары, часто были далеки от цен, превалирующих на мировом рынке. Как правило, низкокачественные промышленные товары, которыми торговали страны СЭВ, переоценивались, а сырьевые товары, особенно нефть, недооценивались.

С крахом коммунизма торговля между бывшими коммунистическими странами быстро перешла на основу "твердой валюты". Страны больше не желали принимать в обмен на свою продукцию почти ничего не стоящие "переводные рубли", они требовали оплаты в

международно принятых валютах, как доллар или немецкая марка. И поскольку торговля переходила на твердую валюту, в восточноевропейской торговле цены на товары также перешли на мировые. После всего этого, если, скажем, Россия намеревалась продавать нефть Венгрии за доллары, было трудно оправдать предлагаемую в торговле с нею цену, более низкую, чем та, которую можно выручить за нефть на открытом мировом рынке. Этот внезапный переход на мировые цены означал крупные неблагоприятные изменения условий торговли, шоковые для некоторых стран Восточной Европы. Особенно серьезный удар был нанесен относительно передовым странам, таким, как Чехословакия и Венгрия, экспортировавшим в Советский Союз промышленные товары и получавшим в обмен дешевое сырье. Табл. 24.4 показывает результаты подсчета неблагоприятного сдвига в условиях торговли большинства стран Восточной Европы вследствие перехода на торговлю по мировым ценам.

говоря, 15%-ному ухудшению условий торговли для большинства западноевропейских стран. Как мы узнали из гл. 20, этого было в каждом случае достаточно для того, чтобы вызвать глобальный спад. И действительно, спады, последовавшие за нефтяными кризисами 1973 и 1979 гг., были наиболее серьезными со времен Второй мировой войны. Удар, нанесенный передовым странам Восточной Европы нарушениями условий торговли, был по крайней мере в два раза сильнее, и произошел он в то же время, когда экспорт в рамках бывшего советского блока резко снижался. По крайней мере в ретроспективе неудивительно, что бывшие коммунистические страны оказались в больших экономических затруднениях. Однако одно приводит в недоумение в этой истории. Ухудшение условий торговли в одной стране находит свое отражение в улучшении условий торговли в другой стране. Когда передовые страны Восточной Европы обнаружили, что платят больше за сырье и получают меньше за свою промышленную продукцию, то поставщики сырьевых материалов в бывшем советском блоке (в основном богатые ресурсами районы Советского Союза) должны были испытывать соответствующее улучшение условий торговли. И это точно случилось: условия торговли Советского Союза в 1990 и 1991 гг. улучшились примерно на 40%. Однако, как мы видели, объем производства в Советском Союзе сократился в той же степени, что и в Восточной Европе. Почему же в этих экспортирующих сырье районах не наблюдалось экономического бума?

Ответ таков: любое благоприятное воздействие улучшения условий торговли было более чем перекрыто другими неблагоприятными обстоятельствами, особенно крахом внутренней торговли в Советском Союзе. Мы вернемся к этим обстоятельствам ниже. В настоящее время важно, что относительно передовым странам Восточной Европы, которые, как можно было предполагать, имеют наилучший шанс быстрого перехода к эффективной рыночной экономике, помешало внезапное и массовое ухудшение условий их торговли.