История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Выбор политики

Можно ли что-то сделать для смягчения отрицательного влияния спада в восточноевропейской торговле? Было предложено несколько частичных решений, но ни одно из них по крайней мере в первые несколько лет после падения коммунистических правительств не было осуществлено.

Возможно, простейшим для стран решением было бы попытаться покрыть потери в экспорте на их традиционных рынках увеличением экспорта в другие какие-либо страны. Расширению нетрадиционного экспорта могла бы содействовать девальвация их валют по отношению к валютам западных стран с целью повышения конкурентоспособности их продукции. И действительно, главные восточноевропейские страны в период с 1988 по 1992 гг. резко девальвировали свои валюты, вследствие чего в некоторых случаях их экспорт на Запад значительно вырос. В ближайшем будущем потенциальная отдача от этой политики, однако, будет ограничена двумя важными факторами. 1) Хотя номинальные показатели девальвации были значительными к июню 1992 г. цена американского доллара в польских злотых выросла на 3000% против его уровня 1988 г. реальные обесценения были значительно меньше из-за острых инфляционных проблем. В табл. 24.5 сравниваются изменения номинального обменного курса валют главных восточноевропейских стран с ростом цен на потребительские товары и ставок номинальной заработной платы. Как следует из таблицы, реальное обесценение было много меньше номинального, т.е. большой прирост в конкурентоспособности вследствие девальвации был нивелирован инфляцией в стране. Данные таблицы также показывают, почему правительства сопротивлялись более решительному обесценению: они боялись, что более настойчивая девальвация усилит инфляцию. В этом отношении экономические проблемы бывших коммунистических стран были очень схожи с проблемами приспособления стран-дебиторов Третьего мира, рассмотренными в гл. 23. Страны разрывались между желанием девальвировать валюту для повышения конкурентоспособности их экспорта и желанием стабилизировать курс валюты для сдерживания инфляции.

Более того, в короткий период времени усилия по увеличению экспорта на Запад оказались разочаровывающими. Экспорт рос, но прежде всего по товарным группам, которые сложились раньше у восточноевропейских стран на западных рынках, например, польский экспорт стали и продукция сельского хозяйства. Некоторые обозреватели надеялись на образование новых экспортных отраслей и особенно на крупные инвестиции ТНК в Восточную Европу. Однако первоначальная реакция иностранных инвесторов была осторожной, прежде всего из-за неопределенности политической обстановки.