История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Контроль над ценами, централизованное планирование и межрегиональная торговля

Как мы видели в табл. 24.2, республики бывшего Советского Союза экономически тесно взаимосвязаны, поскольку коммунистические планирующие органы любили составлять масштабные планы. До 1991 г. товарные потоки между республиками и регионами таких больших республик, как Россия, не основывались на мотивах, обеспечиваемых реальными ценами, а определялись плановыми органами в Москве. Теперь эти плановые органы ушли в прошлое. Для того чтобы увидеть, почему это создало проблемы, рассмотрим абстрактный пример. Предположим, что какой-то продукт используется в Магнитогорске (Российская Федерация), скажем, подшипники, которые производятся только в Одессе (Украина). На рис. 24.4 мы показали спрос на подшипники в Магнитогорске и поставку их из Одессы как функции цены в рублях5.

При системе свободного рынка цена подшипников определяется рынком. Одесса будет поставлять количество Q подшипников в Магнитогорск по цене Pi. При системе централизованного планирования цена подшипников вряд ли должна быть близкой к определяемому рынком уровню цены. Многие цены были много ниже этого определяемого рынком уровня, поэтому мы можем предположить, что цена устанавливалась на некотором более низком уровне Р. Однако, пока действовало централизованное планирование, уровень цены подшипников не имел большого значения. Фабрика в Одессе производила то, что ей было предписано, и отправляла продукцию туда, куда она предназначалась, безо всякой связи с выгодностью.

Чтобы поставить точку, давайте дадим центральным планирующим органам некоторый незаслуженный кредит в эффективности и предположим, что они в состоянии обеспечить тот же результат, что и рыночная экономика. То есть они предписали бы Одессе послать Qi подшипников в Магнитогорск. Теперь предположим, что органы централизованного планирования больше не в состоянии приказывать фабрике в Одессе. Но рынок пока еще не стал полностью свободным. Предположим, что, хотя и нет больше контроля из центра, цены остаются фиксированными в точке Р2- Это более или менее то, что случилось в Советском Союзе после середины 1980-х гг., когда ослабевал контроль из центра, но цены оставались фиксированными. Каков же результат этого частичного освобождения? Ответ состоит в том, что Одесса снизит поставки подшипников до Qi количества, которое она хочет предложить по цене Pi- Если теперь производство подшипников подчиняется добровольным решениям, то объем продукции, поставляемой Магнитогорску, понизится до уровня Qi. По цене Р2 потребители хотели бы купить Q3 единиц, что даже больше производимого при централизованном планировании Q. Обнаружился бы дефицит продукции, а при снижении производства этот дефицит будет увеличиваться. Производители в Одессе выиграют от возможности самостоятельно определять уровень производства. Мы можем измерить эту выгоду, используя анализ прибыли производителя, проведенный в гл. 96. Кривая предложения показывает дополнительные издержки производства, которые равны снижению в издержках, полученных в результате сокращения производства на одну единицу. Между тем доход производителей упадет только до Pi, когда выпуск упадет на 1 единицу. Пока кривая предложения находится выше рыночной цены, снижение выпуска будет вести к росту прибыли. Иными словами, сокращение выпуска до Qi увеличит прибыль производителя в Одессе на величину, равную по стоимости площади треугольника, обозначенного как с (заштрихованная площадь). К несчастью, это падение производства наносит вред потребителям. Кривая спроса показывает цену, которую потребитель хотел бы заплатить за дополнительную единицу подшипников. Пока цена находится ниже кривой спроса, т.е. пока есть избыточный спрос, сокращение предложения снижает благосостояние потребителя. Опять, используя анализ потребительской прибыли из гл. 9, мы находим, что падение производства с Q до Qi снизит потребительские возможности до объема, равного сумме площадей треугольников а, Ь и с.

Следовательно, для бывшей советской экономики наблюдается чистая потеря от снятия контроля из центра, равная площади а + Ь. В этом примере Одесса выигрывает, а Магнитогорск теряет. Но представьте, что этот пример имеет место одновременно на многих рынках, т.е. почти в каждом районе выгоды от сокращения неприбыльной продажи экспортируемых товаров гораздо больше, чем компенсация потерь от снижения предложения импортируемых товаров. То есть наблюдается почти повсеместное понижение благосостояния, когда межрегиональная торговля сокращается. Более того, многие товары, входящие в межрегиональную торговлю, являются промежуточными товарами. Это такие товары, как уголь, сталь, запасные части и т.п., которые потребляются самими производителями, а не семьями. Нехватка этих товаров сокращает производственные возможности фабрик. Это обостряет дефицит других товаров и ведет к дальнейшему понижению производства. Имеется, таким образом, заколдованный круг сокращения производства и сокращения торговли, который оценивается в значительной степени как экономический кризис. Валютные проблемы в бывшем Советском Союзе

С распадом Советского Союза появился новый набор проблем, связанных с валютными отношениями между бывшими советскими республиками. В отличие от стран Восточной Европы эти новые государства, возникшие из бывших республик Советского Союза, раньше имели общую валюту рубль. В условиях очень большой торговли между республиками преимущества общей валюты были очевидны. Но политические конфликты подтолкнули многие республики к отказу от рубля и введению собственной валюты. Валютная проблема в бывшем Советском Союзе возникла вследствие двух обстоятельств. Во-первых, многие республики имеют огромные бюджетные дефициты и ограниченные возможности получать деньги взаймы на открытом рынке. Во-вторых, только одна республика Россия, самая крупная действительно имеет возможность печатать рубли. Для того чтобы понять, почему эти два обстоятельства создают побудительные мотивы для введения новых валют, приведем пример в традиционном стиле. Представим экономику, назовем ее БСС - бывший Советский Союз, состоящий из двух республик России и Украины. Каждая из республик имеет независимый государственный банк7, который принимает депозиты и предоставляет займы. Экономика этих двух республик остается, однако, тесно интегрированной, с общим денежным предложением со стороны БСС, состоящим из депозитов в двух банках плюс банкноты в обращении. И только российский банк может печатать рубли. Далее предположим, что частные лица настаивают на держании некоторой части своих денег в наличных. Это требование может быть удовлетворено рублевыми банкнотами, которые российский банк может печатать, а украинский нет.

Табл. 24.6 показывает гипотетические балансы двух центральных банков. Они выглядят несколько по-разному. Обязательства центрального банка Украины составляют депозиты ее населения, они являются обязательствами потому, что вкладчики имеют право перевести их в наличные рубли. Банк не может отдать взаймы все деньги, имеющиеся на депозитах, так как он должен быть в состоянии предложить рублевые банкноты вкладчикам, желающим получить наличные, следовательно, его активы состоят из займов плюс некоторый резерв рублей, который он имеет. Центральный банк России в противоположность украинскому всегда может напечатать рубли. Депозиты рассматриваются банком все еще как обязательства, хотя они легко могут быть погашены. Полезно думать о наличных рублях как представляющих также разновидность обязательств, хотя только одно требуется от российского банка предложить в обмен за рубль другой рубль. Теперь рассмотрим два случая. Предположим, что Россия имеет бюджетный дефицит, который она не может или не хочет устранить или финансировать за счет получения займов на мировых рынках. Вместо этого российское правительство просто занимает деньги в центральном банке.

Это увеличивает в бывшем Советском Союзе предложение денег, что вызывает повышение уровня цен и, следовательно, спрос на деньги в России и на Украине. На Украине частные лица увеличат запасы наличных денег. Они увеличат также свои вклады в центральном банке, а с увеличением вкладов связано увеличение рублевых резервов центрального банка. Но как Украина приобретает больше рублей? Поскольку она не имеет права печатать рубли, то она может их получить, только продавая что-либо России такие товары, как пшеница, уголь. В результате Россия получает возможность приобретать реальные товары в обмен на рублевые бумажки. Выражая это другими словами, Россия могла облагать налогом жителей других республик на основе права печатать деньги (см. гл. 23).

Может ли Украина играть в ту же самую игру? Нет. Предположим, что украинский центральный банк дал взаймы своему правительству дополнительные деньги. Сначала они будут выплачены из депозитов в центральном банке, но украинские жители захотят обратить часть этих депозитов в наличные деньги, так что центральный банк должен будет выплатить некоторую часть своих ограниченных рублевых резервов. Таким образом, возможности Украины в проведении своей инфляционной политики ограничены. Эта история выглядит знакомой. Положение Советского Союза по отношению к другим республикам в значительной степени то же, что и страны резервной валюты при фиксированных валютных курсах, как положение Соединенных Штатов до 1973 г. (см. гл. 18 и 19), за исключением того, что резервную валюту держат не только центральные банки, но и широкая публика, использующая ее как средство обращения. Как мы видели, асимметрия системы резервной валюты породила значительный конфликт даже между передовыми странами в основном со здоровой экономикой и бюджетами. Между республиками бывшего Советского Союза ситуация намного хуже. Россия имеет огромный бюджетный дефицит, который она может финансировать только выпуском денег, что ведет к недовольству всех других республик, поскольку Россия действительно эксплуатирует рублевую монополию для извлечения своей выгоды. В то же время многие республики находятся еще в более худшем положении и считают невозможность самим печатать валюту серьезным ограничением. В результате в республиках оказывается сильное давление, направленное на введение независимых валют, хотя это значительно увеличит издержки межреспубликанской торговли. Перспективы бывших коммунистических стран 6 значительной степени коммунизм пал из-за экономического провала его неспособности соответствовать производительности и жизненному стандарту западной рыночной экономики. В то же время первым следствием краха коммунизма стало дальнейшее резкое падение производства и жизненного уровня. Причины этого экономического спада несколько различаются в Восточной Европе и в бывшем Советском Союзе. В Восточной Европе экономические трудности могут быть связаны в значительной мере с развалом традиционных торговых отношений в сочетании с ухудшением условий торговли, последовавшим за переходом торговли СЭВ на мировые цены. Эти два неблагоприятных обстоятельства нанесли сокрушительный удар экономике, но были одноразовыми событиями. Имеются приемлемые проекты восстановления экономики, особенно, в более передовых странах Восточной Европы Венгрии, Чешской республике и Польше, где быстро растет частный сектор, увеличивающий экспорт продукции на Запад. Эти страны также имеют амбициозные планы приватизации промышленности, находящейся в государственной собственности. Следовательно, есть основание надеяться, что через несколько лет эти страны покажут убедительный рост производства и жизненного уровня. В бывшем Советском Союзе перспектива представляется более мрачной. Внутренняя экономика к моменту написания этой книги оставалась все еще непредсказуемой. Во многих республиках наблюдался, похоже, наихудший вариант для обеих сторон: ни работающего рынка, ни эффективного механизма централизованного планирования. Реформаторы в России с целью выведения экономики из неработоспособного переходного состояния пытаются быстро продвигаться к свободному рынку и приватизации государственных предприятий, но скудные результаты еще больше подрывают политическое согласие, необходимое для проведения дальнейших преобразований. Неясно, что произойдет дальше. Определенно одно, что современная ситуация нетерпима. Или республики, наконец, добьются успеха в налаживании функционирующего рыночного механизма, или, что кажется более вероятным, вернутся назад к централизованному планированию.

б) Какова доля экспорта в ВВП каждой страны? Сравните с результатами пункта в) вопроса 1 и дайте объяснение.

в) Определите в каждой стране реальную заработную плату и сравните с результатами для региона, открытого для торговли.

3. Одна страна, которая никогда не была коммунистической, тем не менее испытывает серьезные трудности в результате разрушения связей между бывшими коммунистическими странами. До 1991 г. промышленные товары из Финляндии, страны с рыночной экономикой, политически нейтрального соседа Советского Союза, занимали привилегированное положение на советских рынках. Теперь Финляндия испытывает серьезный спад и девальвирует свою валюту марку. Поставьте Финляндию в положение анализа проблемы приспособления в Восточной Европе. В чем оно совпадает и чем отличается от положения в странах Восточной Европы?

4. Другой страной, пострадавшей от политических событий, является Куба. До 1991 г. Советский Союз покупал большую часть производства кубинского сахара по ценам выше мировых и продавал ей нефть по ценам по крайней мере мирового рынка. Помимо этого Советский Союз обеспечивал значительную сумму прямой помощи. Сейчас все это ушло в прошлое.

а) Сравните кубинскую ситуацию с ситуацией стран Восточной Европы. Есть ли какая-либо разница в характере шоков?

б) Представьте, что вы возглавляете первое пост-коммунистическое правительство Кубы. Какой стратегии внешней торговли вы будете следовать? (Не существует лишь одного правильного решения).

5. Одной из причин большого объема торговли между советскими республиками было то, что при советской системе транспортировки были установлены очень низкие цены, много ниже действительных издержек по перевозке товаров. Почему же низкие транспортные тарифы поощряли строительство очень крупных заводов? Какая экономическая неэффективность из этого следует?

6. В течение 1970-х гг. на севере США обнаружился серьезный дефицит натурального газа. Многие экономисты обвиняли в возникновении дефицита федеральное регулирование деятельности по транспортировке газа с полей Техаса и Луизианы: оно ограничивало цены, которые владельцы трубопроводного транспорта могли взыскивать с потребителей. Обсудите влияние этого регулирования в условиях, представленных на рис. 24.4.

7. Мы видели, что особая роль центрального банка России в валютных отношениях породила напряженность в бывшем Советском Союзе. В гл. 21 мы показали, что особая роль Германии в валютных отношениях также создала напряженность внутри Европейской валютной системы (EMS). Характер той и другой напряженности, однако, сильно различался.