История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Спрос, предложение и устойчивость равновесия

На рынке тканей изменение относительных цен скажется как на спросе, так и на предложении. Со стороны предложение рост р заставит и Отечество, и Заграницу производить больше ткани на величину

соответственно. Поэтому

Эффекты со стороны спроса будут более сложными. Изменение

вызовет как эффект дохода, так и эффект замещения. И тот и другой эффекты показаны на рис. 5П.1. Исходный уровень относительных цен задан наклоном линии

при данном уровне относительных цен. Исходный уровень производства

, потребления

. Представим, что относительная цена ткани повышается до

. Теперь тот же уровень полезности будет достигнут при наборе товаров, соответствующем точке

. Потребление ткани при этом, очевидно, упадет. Это есть эффект замещения. Но скорее всего будет иметь место и эффект дохода. При росте относительной цены ткани для страны, экспортирующей ее,

реальный доход должен возрасти. Это приведет к тому, что увеличится потребление ткани. Из точки

оно сместится скорее всего не в

, а в

. Таким образом, анализ воздействия изменений цен р на спрос требует, чтобы в расчет принимались как эффект замещения, вызываемый изменениями в структуре потребления даже при неизменном уровне реального дохода, так и эффект дохода, который дополнительно меняет структуру потребления вследствие изменений реального дохода.

Обозначим эффект замещения как е

. Отрицательная величина этого эффекта связана с тем, что он всегда ведет к сокращению потребления товара. Далее обозначим эффект дохода через

-

. Так как ткань относится к нормальным товарам, спрос на которые растет с ростом реальности дохода, то и

может быть как положительным (если страна экспортирует ткани), так и отрицательным (если она ее ввозит из-за границы)1. Общее воздействие изменения р на отечественный спрос на ткань будет:

Для Заграницы общий эффект аналогично будет:

Так как

, то эффект дохода для Заграницы будет отрицательным. Теперь необходимо свести воедино влияние изменений цен на спрос и предложение на рынке ткани. Избыточное предложение ткани есть разница между всемирными объемами производства и потребления этого продукта Влияние изменения цен на всемирное избыточное предложение будет равно:

Если рынок исходно был в состоянии равновесия, то отечественный экспорт был равен объему импорта за рубежом. То есть

. Поэтому уравнение для можно переписать как:

Пусть цена ткани первоначально была чуть выше равновесного уровня. Если в результате возникнет избыточное предложение ткани, рыночные силы вызовут снижение цен до уровня равновесия; с другой стороны, если слишком высокая относительная цена ткани вызовет избыточный спрос на нее, то это приведет к дальнейшему росту цен и будет толкать экономику в сторону от равновесия. Поэтому оно будет стабильным только, если небольшой рост относительной цены ткани приведет к избыточному предложению ткани. То есть, если

Понять, стабильно или нет будет равновесие, можно, внимательно изучив выражение. В пользу равновесия действуют последствия изменений цен для предложения, а также эффект замещения со стороны спроса. Единственный источник нестабильности здесь эффект дохода. Суммарный эффект такого рода зависит от того, как соотносятся

, т.е. предельные склонности к потреблению ткани в Отечестве и За границей. Если

эффект дохода работает против стабильности равновесия, если

наоборот

он усиливает другие причины стабильности. Другими словами, лишь при выполнении условия (5П.24) равновесие мировой экономики будет стабильным. Последствия изменений спроса и предложения