История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Цены на товары и факторы

Мы видели, что наличие специфических факторов ведет к тому, что изменение относительных цен оказывает сильное влияние на распределение доходов в стране. Поскольку внешняя торговля ведет к выравниванию относительных цен, то мы сделали вывод, что в целом выигрыши от нее получают все. В модели Хекшера-Олина любой из факторов может быть использован в обеих отраслях, и поэтому с воздействием на распределение доходов здесь надо разобраться отдельно. Для анализа этого явления введем следующие обозначения: цена одного ярда ткани, PF цена одной калории продовольствия, заработная плата за 1 час труда, г рента за пользование одним акром земли. Примем, что как в производстве продовольствия, так и тканей господствует совершенная конкуренция. Это означает невозможность каких-либо монопольных прибылей, и соответственно цена каждого товара будет в точности равна издержкам его производства. Последние складываются из затрат труда и земли:

Уравнения (4.5) и (4.6) описывают возможные комбинации

, для которых цены на ткань и продовольствие равны издержкам. Эти два соотношения показаны на рис. 4.3. Вспомним, что производство ткани более трудоемко, чем продовольствия:

Это значит, что кривая для ткани будет иметь больший наклон, чем кривая для продовольствия.

В экономике будут производиться оба товара при условии, что цены в обеих отраслях равны издержкам. Этому случаю на рисунке соответствует точка 1, где пересекаются обе линии

. Таким образом, зная цены товаров, можно определить цены и на факторы. Отметим, что для этого нам не надо знать относительные предложения земли и труда если оба товара уже производятся, значит, существует взаимно однозначное соответствие между ценами на товары и ценами на факторы. Изменение цен на товара приведет- и к изменениям цен на факторы. Нет ничего удивительного в том, что когда цена на ткань растет, цена на труд возрастает в большей пропорции, чем цена на землю. В действительности эффект от изменения относительных цен может оказаться столь сильным, что цена на землю даже упадет. На рис. 4.4 показано, что произойдет, если цена ткани вырастет с

до

. Это сместит вправо линию, отражающую издержки производства ткани. Новое равновесие будет достигнуто в точке 2. Это смещение означает рост заработной платы с

до

и падение ренты с

до

. Аналогично, рост цен на продовольствие вызовет рост земельной ренты и снижение заработной платы. Когда цена ткани растет, заработная плата возрастает в большей пропорции. Если цена растет, допустим, на 10%, заработная плата возрастет более чем на 10%. Так происходит потому, что уровень ренты падает одновременно с этим. Рассмотрим следующий числовой пример. Пусть 1 ярд ткани требует затрат 1 часа труда и 1 акра земли. Исходные цены на землю и труд равны $5, а цена ткани $10. Если цена ткани вырастет на 10% до $11, земельная рента упадет. Допустим, она составит теперь $4,5 за акр. Соответственно заработная плата должна вырасти теперь до $6,5, или на 30%, т.е. ее прирост втрое превзойдет рост цены на ткань. В экдномике с двумя факторами, таким образом, изменения относительных цен на товары оцеиь сильно сказываются на распределении доходов. Это называется аффектом усиления воздействия товарных цен на факторные2. Так как вследствие роста цен на ткани рента падает, покупательная способность тех, кто живет только за счет нее, снизится в отношении обоих товаров. И наоборот, больше обоих благ смогут купить те, кто живет только на заработную плату, так как ее рост обгоняет рост цен на ткани.