История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Проверка модели хекшера олина

Анализ статистики США. До сих пор США представляли особый случай среди стран, участвующих во внешней торговле. Вплоть до недавнего времени США значительно превосходили другие страны по размерам капитала и имели большую капиталовооруженность в расчете на одного работника. И сегодня по этому показателю США занимают одно из ведущих мест в мире, хотя Япония и ряд стран Западной Европы смогли существенно сократить свое отставание. Можно было ожидать, что США станут экспортером капиталоемких и импортером трудоемких товаров. Однако данные за двадцать пять послевоенных лет не подтверждают этого. Ставшие знаменитыми исследования Василия Леонтьева (Нобелевского лауреата 1973 г.), опубликованные в 1953 г., показали, что американские экспортные товары были менее капиталоемкими, чем продукты импорта США. Этот результат получил название парадокса Леонтьева3 и стал важнейшим контраргументом против теории факторных пропорций. Табл. 4.2 иллюстрирует парадокс Леонтьева на базе статистики США за 1962 г. Здесь сравниваются факторные издержки на производство 1 млн. долл. экспортной продукции США и такого же по стоимости объема импорта. Как можно видеть по данным таблицы, парадокс Леонтьева подтверждается более низкой капиталоемкостью американского экспорта. По остальным позициям, кроме соотношения затрат труда и капитала, картина в целом соответствует тому, что следовало ожидать. США экспортируют продукцию более наукоемкую, требующую большей квалификации рабочих, чем у изготовителей импортных продуктов. Это подтверждает, что США с их научно-технической базой имеют сравнительные преимущества в производстве технологически сложных продуктов. Почему же тогда мы наблюдаем парадокс Леонтьева Здесь нет единого мнения. Одно из правдоподобных объяснений: США имеют сравнительные преимущества в новых высокотехнологичных продуктах. Последние могут быть менее капиталоемки, чем старые продукты, технология производства которых превратилась в технику массового производства. Поэтому США экспортируют продукты, которые превосходят импортные прежде всего по доле затрат на квалифицированный труд и технические новшества, импортируя изделия, требующие больших затрат капитала4. Анализ всемирной статистики. Ряд экономистов попытались проверить теорему Хекшера-Олина на базе статистики по большому числу стран. Важное исследование, проведенное Гарри Боуэном, Эдвардом Литером и Лео Свейкаускасом5 было основано на идее о том, что торговля есть косвенный способ обмена факторами производства. Отсюда, рассчитав сколько и каких факторов овеществлено в экспорте и импорте страны, можно определить, по отношению к каким факторам она является чистым экспортером или импортером (т.е. какие факторы в стране имеются в относительном изобилии, а какие в дефиците). Результаты исследований Боуэна и его коллег показаны в табл. 4.3. Для выборки из 27 стран и 12 факторов производства авторы подсчитали долю, которую предложение данного фактора в каждой стране составляет от общемирового предложения этого фактора. Затем полученные доли сравнили с долей данной страны в общемировом доходе от внешней торговли. Если теория факторных пропорций верна, страна должна экспортировать те факторы, доля которых во всемирном предложении выше доли страны в мировом доходе. Импортироваться же соответственно должны те факторы, доля которых во всемирном предложении ниже. Для двух третей факторов из выборки Боуэна предположения теории факторных пропорций оказались верны менее чем в 70% случаев. Это подтверждает парадокс Леонтьева на более широком уровне: теория Хекшера-Олина все-таки не лучшим образом описывает реальную внешнюю торговлю.