История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Выводы из эмпирической проверки

Негативные результаты проверки теории факторных пропорций поставили исследователей внешней торговли в затруднительное положение. Мы видели в гл. 2, что эмпирические данные подтверждают тезис модели Рикардо о том, что страны экспортируют те продукты, в производстве которых они имеют наиболее высокую производительность труда. Многие исследователи мировой экономики, однако, считают рикардианскую модель слишком

узкой, поскольку она в отличие от модели Хекшера-Олина не содержит анализа влияния торговли на распределение доходов. Но, как мы видели, и модель Хекшера-Олина весьма ограничена в применении. Наилучший выход из такой ситуации возврат к рикардианской идее о том, что характер внешней торговли зависит больше от различий в технологии, нежели в ресурсах. Например, США вывозят авиатехнику и компьютеры не потому, что обладают какими-то особыми ресурсами для этого, а потому, что эти отрасли просто работают эффективнее, чем, скажем, автомобилестроение или черная металлургия. Правда, без объяснения здесь остается происхождение самих различий в технологии. Именно эта область является сегодня главной темой научных исследований. Возврат к рикардианской модели не означает, однако, возврата к точке зрения, что торговля не оказывает влияния на распределение доходов. Пока существует более чем один фактор производства, торговля будет сильно влиять на распределение. Отсюда сохраняет важность вопрос о том, какие факторы овеществлены в экспортных и импортных товарах данной страны. США экспортируют товары с высокой долей затрат квалифицированного труда и импортируют продукты малоквалифицированного труда. Такая торговля улучшает положение квалифицированной и ухудшает положение малоквалифицированной рабочей силы внутри США. Это так, несмотря на то, что структура ресурсного потенциала США очень мало что может сказать нам о характере внешней торговли. Поэтому модель Хекшера-Олина сохраняет ограниченное применение при прогнозах относительно влияния торговли на распределение доходов и торговой политики.