История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Распределение ресурсов

При рассмотрении вопроса о том, как в экономике распределяются ресурсы между производством ткани и продовольствия, мы должны сделать три последовательных шага: 1) вывести из товарных цен факторные; 2) зная цены на факторы, определить соотношение затрат труда и земли для каждого фактора; 3) ввести посылку о полном использовании всех наличных ресурсов. На рис. 4П.5 показаны эти три шага. Наличные ресурсы отражены сторонами прямоугольника: его ширина это совокупное предложение труда, а длина предложение земли. Ресурсы, используемые в производстве ткани, отсчитываем от левого нижнего угла прямоугольника

, а ресурсы, задействованные в производстве продовольствия, от верхнего правого угла

Соотношение затрат земли и труда для ткани это наклон линии

для продовольствия наклон

Полное использование всех ресурсов будет в точке 1, где

пересекаются. В производстве ткани будет использоваться

единиц труда и

единиц земли, а для продовольствия эти величины будут равны соответственно

и

Теперь представим себе, что предложение земли в экономике возросло (рис. 4П.6). Прямоугольник расширяется, и отсчет ресурсов, используемых в производстве продовольствия, теперь будет вестись не от

а от

Ключевой момент здесь касается производства ткани. Так как равновесие смещается из точки 1 в точку 2, в этой отрасли снижаются как затраты труда, так и затраты земли (с

до

и

до

ответственно). В итоге общий объем производства ткани падает, а продовольствия растет, так как в эту отрасль происходит перелив ресурсов. То, что рост предложения земли ведет к падению производства трудоемких товаров, совпадает с нашим выводом из модели фиксированных коэффициентов: рост предложения факторов неравномерно влияет на уровни производства товаров. И наконец, как видно из рис. 4П.6, если предложение земли будет продолжать расти, а цены на товары останутся прежними, в конце концов в производстве тканей не останется никаких ресурсов страна будет специализироваться целиком на продовольствии. Отсюда следует вывод: открытая экономика с очень резким преобладанием земли или труда в ресурсах будет производить только какой-то один товар.

В предыдущих главах рассмотрена серия различных моделей, освещающих те или иные аспекты внешней торговли со стороны предложения. Каждая из моделей описывает лишь свою часть явлений реальной жизни, оставляя за кадром все остальное. Для анализа же реальной внешней торговли нужна некая смесь из разных моделей. Например, в 1980-е годы главной тенденцией в мировой торговле был рост экспорта из Японии, Тайваня и Кореи. Эти страны демонстрировали высокий рост производительности труда, догнав в этом США в целом ряде отраслей. Рассматривать этот факт легче всего в рамках рикар-динской модели . Новые тенденции в торговле оказали разное влияние на положение различных групп населения в США. Это явление надо анализировать с помощью модели специфических факторов . Наконец, с течением времени сильно изменился ресурсный потенциал стран Восточной Азии: они накопили много капитала, подготовили массу квалифицированных кадров, а неквалифицированный труд, наоборот, оказался дефицитным фактором. Для изучения этих процессов нам необходима модель Хекшера-Олина, рассмотренная. Несмотря на различия, все упомянутые модели имеют ряд общих черт.

1. Производственный потенциал экономики описывается границей производственных возможностей, различия которых служат стимулом для торговли.

2. Производственные возможности страны определяют характер совокупного относительного предложения.

3. Равновесие на мировом рынке определяется всемирным относительным спросом и всемирным относительным предложением (объем последнего находится между величинами внутренних относительных предложений). Благодаря наличию таких общих черт все рассмотренные выше модели можно считать частными случаями одной более общей модели. В ее рамках можно проводить анализ множества проблем международной экономики, обращаясь каждый раз к той частной модели, которая в данном случае требуется. К числу таких проблем относятся сдвиги во всемирном предложении из-за экономического роста, сдвиги всемирного спроса вследствие программ международной помощи, военных репараций и иных международных перемещений доходов, одновременные изменения спроса и предложения вследствие использования тарифов и экспортных субсидий. Эта глава посвящена в основном вопросам внешней торговли, не связанным напрямую с факторами, действующими со стороны предложения. Ниже построим стандартную модель внешней торговли, по отношению к которой модели из предыдущих глав являются частными случаями, и попытаемся использовать ее для ответа на вопрос, каким образом изменения ее параметров воздействуют на мировую экономику.

Стандартная модель торговли построена на четырех важнейших взаимосвязях:

1) между границей производственных возможностей и кривой относительного предложения;

2) относительных цен и спроса;

3) мировых равновесных цен через всемирный относительный спрос и предложение;

4) благосостояния страны и условий торговли во внешней торговле (определяемых как отношение средней цены на экспортные товары страны к средней цене импортируемых благ).