История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Относительные цены и спрос

Рис. 5.3 отражает взаимосвязь производства, потребления и торговли в стандартной модели. Как уже отмечалось в гл. 3, стоимостный объем производства равен стоимостному объему потребления. Если

и

объемы потребления соответственно тканей и продовольствия, то

Данное уравнение означает, что и производство, и потребление описываются одной линией одинаковой стоимости.

Местонахождение точки на этой линии, соответствующей реальному объему потребления, зависит от потребительских предпочтений. В нашей стандартной модели будем придерживаться упрощенной посылки, что структура совокупного спроса не отличается от спроса отдельного индивидуума3. Предпочтения отдельного потребителя графически отображаются серией кривых безразличия. Последние отражают все возможные комбинации С и F, потребление которых приносит индивидууму одинаковую полезность. Кривые безразличия имеют три отличительные черты:

1) это убывающие кривые: если у потребителя уменьшается количество блага F, его набор товаров сохранит ту же полезность при потреблении большего количества блага С;

2) чем правее лежит кривая безразличия, тем большему уровню благосостояния индивидуума она соответствует: индивид предпочтет большее количество обоих благ меньшему их числу;

3) по мере движения вправо эти кривые становятся более пологими: чем больше С и меньше F потребляет индивидуум, тем сильнее выражен предельный характер единицы F в сравнении с единицей С. Другими словами, тем больше надо С, чтобы компенсировать дальнейшие сокращения в потреблении F. На рис. 5.3 изображено семейство кривых безразличия, обладающих тремя перечисленными выше свойствами. Объем потребления в экономике будет задан точкой касания D линии одинаковой стоимости с кривой безразличия, расположенной выше всех остальных. В этой точке страна будет вывозить С и импортировать F (чтобы лучше уяснить это, следует еще раз обратиться к гл. 3).

Теперь рассмотрим, что будет в случае роста

Последствия этого показаны на рис. 5.4. Во-первых, будет производиться больше С и меньше

, уровень производства сместится из точки

. Линией одинаковой стоимости, касающейся кривой безразличия, будет уже не

, a V^V7. Точка, отражающая совокупный объем потребительских предпочтений, перемещается из