История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Рост и граница производственных возможностей

Экономический рост означает сдвиг вправо границы производственных возможностей. Это может быть результатом как увеличения ресурсов страны, так и роста эффективности их использования. Влияние роста на внешнюю торговлю носит неравномерный характер. По одним товарам производственные возможности расширяются больше, чем по другим. Так, на рис. 5.6а расширение имеет уклон в сторону ткани, на рис. 5.66 в сторону продовольствия. В обоих случаях граница производственных возможностей сдвигается от ГГ1 до Т2Т2. Вспомним, что рост может иметь неравномерный характер по двум причинам: 1) как показано в модели Рикардо , технический прогресс в одной отрасли расширяет производственные возможности прежде всего именно этой отрасли;

2) из моделей специфических факторов и факторных пропорций следует также, что неравномерное расширение производственных возможностей может быть вызвано ростом предложения какого-то одного фактора. Возможности больше увеличатся для тех товаров, в производстве которых этот фактор является специфическим или просто используется наиболее интенсивно. Те же причины, что вызывают саму внешнюю торговлю, вызывают и неравномерный характер роста в открытой экономике.

Неравномерный эффект роста на рис. 5.6а и 5.66 представляет собой крайний случай. И там, и там с расширением производственных возможностей и при неизменных относительных ценах производство одного товара растет, а другого падает. Между тем выпуск обоих благ может и расти, но при росте относительной цены ткани ее производство будет расти все равно быстрее, чем продовольствия. При снижении этой цены оно будет соответственно отставать. Предположим, что в отечественной экономике происходит экономический рост только в отрасли, производящей ткани. В этом случае при любом уровне относительных цен производство ткани будет расти, а продовольствия падать. В целом для мировой экономики относительное предложение ткани будет больше на всех уровнях цен, а соответствующий график сместится вправо с

до

(рис. 5.7а). Это смещение ведет к падению относительной цены ткани с

до

, что означает ухудшение условий торговли для Отечества и улучшение их для Заграницы. Таким образом, неважно в чьей экономике наблюдается рост важно в какой отрасли. Если за границей будет рост в производстве тканей, воздействие его на относительное

предложение и условия торговли будет то же. Напротив, рост в отрасли, производящей продовольствие (рис. 5.76), сместит кривую

влево

, что приведет к

росту относительной цены ткани с

до

. Это будет означать улучшение условий торговли для Отечества и ухудшение их для Заграницы. Рост, который неравномерно увеличивает производственные возможности в направлении того товара, который страна экспортирует, принято называть экспорториентированным. Рост производства товаров, которые в страну импортируются, будет импортзамещающим. Общий вывод: экспорториентированный рост в общем случае ухудшает условия торговли страны с растущей экономикой к выгоде других стран ее торговых партнеров,импортза-мещающий рост в общем случае улучшает условия торговли стран, где экономика растет.