История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Международный эффект экономического роста

Руководствуясь изложенным выше, мы теперь можем ответить на ряд вопросов, касающихся международных аспектов роста. Является ли рост в других странах благом или злом для отечественной экономики? Уменьшает или увеличивает он плоды роста интеграции страны в мировой рынок? В каждом отдельном случае ответ зависит от отраслевой направленности роста. Экспорториентированный рост за рубежом, улучшая наши условия торговли, выгоден нам, а импортзамещающий рост там же ухудшает наши условия обмена. Экспорториентированный рост у нас тоже ухудшает эти условия, уменьшая прямые выгоды от роста, а вот наш импортзамещающий рост, наоборот, улучшает их, становясь как бы вторичным эффектом роста. В 1950-е годы многие экономисты из развивающихся стран считали, что их страны, экспортирующие в основном сырье, страдают от ухудшения условий торговли. Они полагали, что рост в развитых странах отмечен появлением синтетических заменителей природных ресурсов, а в развивающихся странах вместо индустриализации рост сведется к расширению отраслей, производящих на экспорт различное природное сырье. Другими словами, для развитых стран рост мыслился импортзамещающим, а для развивающихся экспорториентированным. Ряд исследователей считают, что и сегодня экономический рост может иметь для развивающихся стран негативные последствия. Возможна ситуация, по их мнению, когда рост экспортных отраслей столь ухудшит условия торговли, что благосостояние бедной страны станет меньше, чем если бы экономического роста не было вообще. Эта ситуация известна в литературе как случай разоряющего роста. В своей известной статье 1958 г. экономист Джагдиш Бхагвати из Колумбийского университета (США) показал, что такой негативный эффект роста может возникнуть в условиях весьма специфичной экономической модели4. Условия для разоряющего роста представляют собой совершенно особый случай: резко экспорториентированный рост должен сочетаться с сильным наклоном кривых

и

. В итоге изменение условий обмена будет столь сильным, что нейтрализует исходный благоприятный эффект роста физического объема производства в стране. Многие экономисты, правда, считают, что модель отражает случай, возможно, скорее теоретический, чем реальный. Хотя обычно рост действительно повышает благосостояние данной страны, он часто в обратном направлении влияет на другие страны. Если, например, за рубежом имеет место импортзамещающий рост, это может ухудшить условия торговли для нас. Как показано ниже, возможно, что именно по этой причине США недополучили часть потенциальных реальных доходов в послевоенный период.