История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Предположения по поводу воздействия трансфертов на условия торговли

Трансферт ухудшит условия торговли страны-донора, если она имеет большую предельную склонность к потреблению своих экспортных товаров, чем страна-получатель трансферта. Если различия в предельных склонностях к потреблению связаны только с разницей во вкусах потребителей, то последним в принципе должно быть все равно какие товары отечественные или импортные покупать. В реальности, однако, в каждой стране существуют определенные предпочтения по отношению к местным товарам. США, например, производят около 25% совокупного продукта стран с рыночной экономикой, т.е. 25% всемирного спроса приходится на США. Если бы внутри были те же потребительские предпочтения, что и в мире в целом, то американцы лишь 25% своих средств должны были бы тратить на отечественные товары. В реальности же они тратят на импорт в среднем 11% доходов, а 89% расходуются на продукты отечественного производства. И, с другой стороны, все остальные страны тратят на американские товары лишь 3% своего дохода. Это, по Кейнсу, означает, что при трансферте доходов за пределы США относительный спрос на американские товары и условия торговли для страны будут ухудшаться. Американцы расходуют столь высокую долю своих доходов на отечественные товары из-за торговых барьеров как естественных, так и искусственных. Транспортные издержки, тарифы, импортные квоты все это заставляет потребителей покупать местные товары. Как мы видели в гл. 2, результатом этого является появление товаров, не участвующих во внешней торговле. Вследствие этого даже при одинаковой с другими странами структуре потребительских предпочтений покупка внутри стран благ для внутреннего пользования изменяет структуру спроса в сторону национальных товаров. Рассмотрим следующий пример. Предположим, что есть не два, а три товара: ткань, продовольствие и услуги парикмахера. Ткань производит только Отечество, продовольствие Заграница, а услуги парикмахера это товар для внутреннего пользования, производимый в обеих странах. Каждая страна расходует треть своего дохода на каждый товар. Даже имея одинаковые предпочтения потребителей, обе страны будут две трети своего дохода тратить на национальные товары, и лишь треть на импорт. Наличие товаров для внутреннего пользования создает нечто, что выглядит как национальные преференции предпочтения в пользу отечественных товаров в целом. Однако для анализа трансфертов нам надо знать, что происходит со спросом и предложением