История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Влияние тарифов на относительный спрос и предложение

Тарифы и субсидии рождают разрыв между ценами на мировом рынке (мировые цены) и ценами на те же товары внутри страны (внутренние цены). Понятие условий торговли связано с мировыми ценами. Речь идет о соотношении цен во внешнеторговом обмене страны скажем, сколько единиц продовольствия Отечество может получить в обмен на единицу ткани? Поэтому важно знать, как тарифы и. субсидии влияют на относительное предложение и относительный спрос при изменении мировых цен. Если Отечество вводит 20%-ный тариф на импорт продовольствия, его относительная цена внутри страны станет на 20% выше мировой. Соответственно ниже станет внутренняя относительная цена ткани, на которую ориентируются отечественные производители.

В итоге в такой ситуации они станут производить меньше ткани и больше продовольствия, так как при любой мировой относительной цене на ткань ее внутренняя цена будет ниже. В то же время отечественные потребители станут предъявлять больше спроса на ткани нежели на продовольствие. С точки зрения всего мирового рынка всемирный относительный спрос на ткань вырастет (с

до

на рис. 5.10), а предложение упадет

. Мировая цена на ткань вырастет сдо

,

что улучшит условия торговли для Отечества.

Влияние тарифов и субсидий на условия торговли зависит от размеров страны чем меньше страна, тем меньше события в ее экономике могут повлиять на всемирный относительный спрос и предложение. Если США вводит 20%-ный тариф на импорт, то, по некоторым оценкам, условия торговли для этой очень крупной страны могут улучшиться на 15%. Это значит, что цены на импортные товары для США упадут на 15% по сравнению с ценами на экспортные продукты. И в результате этих разнонаправленных эффектов от введения тарифа внутренние цены вырастут лишь на 5%. Но с другой стороны, если такой тариф введет Люксембург или Парагвай, их условия торговли вряд ли существенно изменятся.

Последствия экспортной субсидии

Хотя тарифы и субсидии имеют одну цель поддержку отечественных производителей, они оказывают противоположное воздействие на условия торговли. Предположим, в Отечестве вводится 20%-ная субсидия на экспорт ткани. Это значит, что при любом уровне мировых цен внутренняя цена ткани относительно продовольствия будет выше на 20%. Это заставит отечественных производителей изготовлять больше тканей и меньше продовольствия, а потребителей, наоборот, сократить спрос на ткань и покупать больше продовольствия. Как видно на рис. 5.11, субсидия увеличит мировое относительное предложение тканей

и сократит относительный спрос на них

. Равновесие на мировом рынке сместится из точки 1 в точку 2. В результате условия торговли Отечества из-за экспортной субсидии ухудшатся, а Заграницы улучшатся.