История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Изменение условий торговли и распределение доходов

Вопрос о том, кто выигрывает, а кто теряет от введения тарифов и субсидий, имеет два аспекта: первый связан с международным распределением доходов, второй с распределением их внутри каждой страны. Международное распределение доходов. Если Отечество вводит тариф, это улучшает его условия торговли и тем самым неблагоприятно сказывается на остальных странах. Влияние тарифа на благосостояние страны нельзя оценить однозначно. Конечно, улучшаются условия торговли, но при этом возникают издержки, связанные с деформацией стимулов для производства и потребления (см. гл. 9). Выгоды от улучшения условий торговли перевесят потери от этих деформаций, только если уровень тарифа не очень высок. Ниже мы еще увидим, как определяется уровень оптимального тарифа, максимизирующий чистую выгоду (для малых стран оптимальный тариф близок к нулю, так как их возможности воздействовать на условия торговли незначительны). В отличие от тарифов эффект от экспортных субсидий вполне однозначен. Зарубежная экономика выигрывает от улучшения условий торговли за счет ухудшения отечественных, улучшая таким образом благосостояние своего населения, а отечественная проигрывает от ухудшения условий торговли и от последствий на стороне производства и потребления. Такие выводы означают, что экспортные субсидии лишены всякого смысла. Трудно представить себе, как они могут служить национальным интересам. Скорее всего субсидии следует рассматривать как один из иррациональных элементов торговой политики. Всегда ли для данной страны невыгодны тарифы на ее товары за рубежом и выгодны существующие там же экспортные субсидии? Не обязательно это должно быть так. В нашей модели было лишь две страны, экспорт одной был импортом другой, и наоборот. В реальном мире с множеством стран правительство одной из них может субсидировать экспорт ради того, чтобы конкурировать с аналогичными отраслями в США, что, естественно, ухудшит пропорции торговли для американской экономики. Хороший пример тому субсидии экспортерам сельхозпродукции в Европе. И наоборот, если какая-то страна вводит тариф на товар, который США также импортируют, то это приводит к снижению мировых цен на него и, следовательно, такой тариф выгоден для США. В целом из нашей модели с двумя странами можно сделать вывод, что субсидии на экспорт товаров, импортируемых США, помогают нам, а тарифы на товары, которые США вывозит, наносят Отечеству вред. Идея о том, что субсидированный экспорт из других стран в США нам выгоден, не очень популярна. Когда иностранные правительства предпринимают такие меры, их обвиняют в нечестной конкуренции. Так, когда выяснилось, что в европейских странах субсидируется экспорт стали, США потребовали от них поднять цены на этот продукт. Согласно же стандартной модели внешней торговли более разумной реакцией на субсидированный экспорт было бы послать в Европу благодарственное письмо!

Конечно, такого никогда не бывает, и в основном из-за воздействия субсидий за границей на распределение доходов в США. Если в Европе субсидируют экспорт стали, большинство граждан США от этого выиграют. Но пострадают работники сталелитейной индустрии, владельцы акций соответствующих фирм, да и вообще это не вызовет восторга у всех занятых в промышленности. Распределение доходов внутри стран. Тарифы и субсидии, вводимые за рубежом, приводят к изменению относительных цен на товары. Это в свою очередь влияет на распределение доходов из-за ограниченной мобильности факторов и разной интенсивности их использования в разных отраслях. На первый взгляд, характер воздействия тарифов и субсидий на относительные цены очевиден. Тариф повышает внутренние относительные цены импортных товаров, а экспортные субсидии ведут прямо к повышению относительных внутренних цен на товары, являющиеся предметом экспорта. Косвенно, однако, обе группы мер влияют и на условия торговли. Здесь возможны порой парадоксальные варианты. Тариф может настолько улучшить условия торговли (повысить внешнюю относительную цену на экспортные товары страны), что внутренние относительные цены на импортную продукцию упадут. Аналогично

экспортная субсидия может столь сильно ухудшить условия торговли, что внутренняя относительная цена экспортируемого товара упадет несмотря на субсидию. Если произойдет какой-то из этих парадоксальных случаев, результат торговой политики со стороны распределения доходов может оказаться прямо противоположным ожидаемому. Возможность того, что последствия введения тарифов и субсидий могут оказаться прямо противоположными ожидаемым, была впервые показана экономистом из Чикагского университета Ллойдом Мецлером и получила название парадокс Мецлера7. Этот парадокс схож с концепцией разоряющего роста и с концепцией трансферта, разоряющего получателя: он возможен лишь при особых крайних условиях и потому существует лишь в теории, но не на практике. Оставляя в стороне парадокс Мецлера, можно сделать вывод, что в целом тарифы помогают импортзамещающему и мешают экспортному сектору. Экспортные же субсидии имеют обратный эффект. Эти перемены в распределении доходов внутри стран часто играют главную роль во внешнеторговой политике. Чего не скажешь о менее заметных сдвигах в распределении доходов между странами, которые вызываются изменениями условий торговли.