История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Экономия на масштабе, несовершенная конкуренция и международная торговля

Как мы видели в гл. 2, существуют две причины торговли между разными странами. Во-первых, страны различаются по ресурсам и технологиям и специализируются на тех товарах, которые делают лучше всего; во-вторых, причиной торговли служат экономии на масштабе (или возрастающая доходность), которые делают выгодной специализацию страны на узком круге продуктов. В предыдущих четырех главах мы рассматривали модели, построенные целиком на идее сравнительных преимуществ, т.е. межстрановые различия считаются в них единственным источником торговли. В этой главе впервые будет рассмотрена роль экономии на масштабе. Анализ внешней торговли, построенный на экономии на масштабе, связан с рядом проблем, с которыми мы до сих пор не сталкивались. Выше рассматривались совершенные рынки без элементов монополии. Но если принять посылку о возрастающей отдаче, то крупные фирмы получат преимущества по сравнению с мелкими, что может привести даже к господству на рынке какой-то одной фирмы (монополии) или группы компаний (олигополии). С появлением феномена возрастающей отдачи в анализе торговли нам придется иметь дело с несовершенной конкуренцией на рынках. Эту главу начнем с обзора концепций экономии на масштабе и несовершенной конкуренции. Затем перейдем к двум моделям внешней торговли, в которых эти концепции играют главную роль: модели монополистической конкуренции и модели демпинга. Оставшаяся часть главы посвящена роли различных видов возрастающей отдаче и внешней экономии во внешнеторговом обмене. Экономия на масштабе и внешняя торговля: общий обзор Предыдущие модели сравнительных преимуществ строились на посылке постоянной отдачи от масштаба: если затраты в какой-то отрасли удвоились, в той же пропорции там должно вырасти и производство. На практике, однако, во многих случаях имеет место возрастающая отдача от масштаба (иногда называемая производством с возрастающей доходностью). Другими словами, производство становится более эффективным с ростом его масштабов, и если затраты вырастают вдвое, то выпуск растет еще больше. Простой пример поможет нам увидеть роль экономии на масштабе в процессе внешнеторгового обмена. В табл. 6.1 показаны соотношения затраты выпуск для гипотетической отрасли промышленности. Продукция отрасли требует только затрат труда, количество которых в расчете на единицу зависит от объема производства. На 10 единиц продукции нужно, например, 15 часов труда, на 25 единиц 30. Экономия на масштабе здесь состоит в том, что при увеличении затрат, труда, скажем с 15 до 30 часов выпуск возрастает в 2,5 раза. В другой форме экономия на масштабе может быть показана как снижение трудозатрат на единицу продукта: если его производится всего 5 единиц, на каждую уходит 2 часа труда, при выпуске в 25 единиц только 1,2 часа.

Используем этот пример для иллюстрации того, как экономии на масштабе служат источником внешней торговли. Пусть на мировом рынке торгуют лишь две страны Америка и Англия. Они имеют одинаковые технологии производства, и выпуск в каждой стране равен 10 единицам продукта. По таблице видно, что это требует 15 часов труда в каждой стране. В итоге в обеих странах выпуск продукции составит 20 единиц при затратах труда 30 часов. Но представим, что тот же продукт будет производить лишь одна страна Америка. Затрачивая те же 30 часов труда, она сможет произвести 25 единиц продукта. Такая узкая специализация американской экономики позволит увеличить выпуск продукции в мировой экономике на 25% при тех же затратах труда. Но где возьмут США необходимые им для этого дополнительные количества труда, и что будет делать Англия с высвободившимися там рабочими, ранее использовавшимися в производстве этого продукта? Специализация Америки на производстве одного вида продукции приведет к оттоку трудовых ресурсов из других отраслей американской экономики и производство товаров там сократится. В свою очередь в Англии перестанут производить тот продукт, на котором специализируется Америка, зато увеличится производство всех остальных. Представим себе, что существует много товаров, в производстве которых действуют экономии на масштабе. Присвоим этим товарам номера 1, 2, 3 и т.д. Чтобы получить выгоду от экономии на масштабе, страна должна иметь возможность специализироваться на выпуске немногих продуктов. Пусть для Америки это будут продукты 1, 3 и 5, а для Англии 2, 4 и 6. Производство этих товаров в мировой экономике в итоге будет больше, когда их изготовляет какая-то одна страна, а не обе сразу.

Какую роль здесь играет внешняя торговля? Потребители в обеих странах по-прежнему хотят потреблять весь спектр товаров. Предположим, что отрасль 1 прекращает свое существование в Америке, а отрасль 2 в Англии. Поэтому Америка должна закупать товар 1 в Англии, а той в свою очередь придется импортировать товар 2. Внешняя торговля между обеими странами позволит им специализироваться на соответствующих продуктах и поэтому играет решающую роль в реализации экономии на масштабе. Потребители при этом никак не пострадают. Наоборот, как увидим ниже, внешняя торговля ведет к большему разнообразию потребительского выбора. Этот пример показывает, как экономии на масштабе могут способствовать взаимовыгодной торговле. Каждая страна специализируется на ограниченном круге товаров, производя их более эффективно, чем если бы они предназначались только для внутреннего рынка. Торговля между специализированными национальными хозяйствами позволяет им потреблять полный набор существующих продуктов. К сожалению, не так просто перейти от рассмотренного выше примера к строгой модели, описывающей роль экономии на масштабе. Прежде всего в связи с тем, что экономия на масштабе ведет к изменениям в структуре рынка, сильно отличающейся от рыночной структуры при совершенной конкуренции.