История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Экономии на масштабе и структура рынка

В примере из табл. 6.1 мы показали экономию на масштабе через снижение трудозатрат на единицу продукции. За счет чего произошло такое увеличение производства за счет роста выпуска у одной фирмы или за счет роста числа самих фирм? Для понимания сути экономии на масштабе нужно четко представлять, какого рода увеличение производства необходимо для сокращения средних издержек. Выделяют внешнюю экономию, которая достигается при сокращении единичных затрат в результате расширения всей отрасли в целом, и внутреннюю экономию в результате сокращения единичных затрат в рамках роста отдельной фирмы. Различие обоих видов экономии можно показать на следующем гипотетическом примере. Представим себе отрасль, первоначально состоящую из 10 фирм, которые производят 100 единиц продукта каждая. Рассмотрим два случая. В одном происходит общее расширение отрасли вдвое вместо десяти появляется двадцать фирм, производящих по 100 единиц продукции каждая. Если при этом снизятся затраты, то имеет место внешняя экономия. Средний же размер фирмы остается прежним. В другом случае объем выпуска в отрасли не меняется, но число фирм сокращается вдвое.Теперь каждая из них производит по 200 единиц продукта. Если при этом затраты каждой фирмы снижаются, имеет место внутренняя экономия за счет роста среднего размера предприятий. Внутренние и внешние экономии по-разному сказываются на структуре рынка. В отрасли, где есть только внешние экономии, обычно должно быть много мелких фирм и условия, приближенные к совершенной конкуренции. Внутренние экономии, наоборот, за счет преимуществ в издержках делают крупные фирмы более эффективными и ведут к рыночной структуре с несовершенной конкуренцией. Как те, так и другие экономии служат важным источником внешней торговли. В последнее время в науке наибольшее внимание уделяется внутренней экономии. Это происходит по двум причинам. Во-первых, такую экономию проще обнаружить в реальной жизни, чем внешнюю. Инженеры могут убедительно доказать эффект от крупномасштабного производства в нефтехимической, автомобильной либо авиационной отраслях, в то время как внешние экономии доказать сложнее. Хотя ясно, например, что в компьютерной