История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Теория международной экономики: торговля и деньги

Исследование международных экономических отношений можно разделить на два больших направления: исследования внешней торговли и международных финансов. Исследователи внешней торговли занимаются в основном международными сделками, за которыми стоит реальное движение товаров либо экономических ресурсов. Анализ международных финансов касается денежной стороны мировой экономики, т.е. финансовых сделок типа покупки иностранцами долларов США. Примером внешнеторговой проблемы может служить конфликт США и Европы вокруг субсидирования европейского аграрного экспорта; примером международной финансовой проблемы является дискуссия об установлении курса доллара должен ли он свободно изменяться на рынке или быть под контролем правительства. В реальности нет четкой границы между торговой и финансовой сферами. Большая часть внешней торговли включает денежные расчеты, но в то же время, как уже говорили выше, многие финансовые явления имеют важные последствия для торговли. И тем не менее разграничение международной торговли и финансов имеет свой смысл. Первая половина данной книги посвящена торговле. В первой части рассматриваются аналитические модели торговли, во второй излагается применение теорий торговли в государственной политике в этой области. Вторая половина книги посвящена международным финансам. В третьей части рассматриваются теории денег в мировом хозяйстве, а в четвертой этот анализ применяется к международной денежной политике.

Две основные причины побуждают народы торговать между собой. И каждая из них обусловливает собственную разновидность выигрыша, получаемого странами от участия в торговле. Каковы же эти причины? Во-первых, страны торгуют уже хотя бы потому, что они просто отличаются одна от другой. Нации, как и люди, могут использовать свои индивидуальные различия, если каждая станет делать именно то, что у нее лучше всего получается. И, во-вторых, через торговлю страны могут достичь экономии на масштабе производства. Это значит, что если страна производит ограниченный набор товаров, какой-то один из них она может производить в больших масштабах, и это будет эффективнее, чем если она станет пытаться делать все товары сразу. В реальной жизни две упомянутые выше причины внешней торговли взаимосвязаны. Как первый шаг к пониманию механизма внешней торговли целесообразно рассмотреть сначала некоторые упрощенные модели, в каждой из которых фигурирует только один из упомянутых побудительных мотивов для торговли. Следующие четыре главы учебника раскрывают инструменты, которые помогут понять, как различия между странами приводят к торговле между ними и почему эта торговля взаимовыгодна. Важнейшая концепция этого анализа теория сравнительных преимуществ. Хотя идея сравнительных преимуществ проста, ее подчас довольно трудно воспринять в абстрактном формализованном виде. Лучший способ вникнуть в эту концепцию изучить ряд примеров и моделей, иллюстрирующих ее. В этой главе приведены примеры, в которых сравнительные преимущества выступают исключительно как результат межстрановых различий в производительности труда. Такая модель сравнительных преимуществ, основан ная лишь на различиях в производительности труда, была впервые разработана в начале XIX в. Давидом Рикардо1 и получила название рикардианскоЙ модели.