История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Экономия на масштабе, несовершенная конкуренция и международная торговля

промышленности выгоды от конкуренции фирм очень велики, но оценить их количественно весьма трудно. Вторая причина внимания к внутренним экономиям состоит в том, что модели на их базе выглядят более просто, чем на основе внешних экономии. Причины этого рассмотрим ниже. А пока начнем с модели, построенной на внутренних экономиях. Как выше уже говорили, такие экономии разрушают свободную конкуренцию. Поэтому целесообразно вначале коснуться основ теории несовершенной конкуренции в целом. На совершенном рынке фирмы не способны влиять на рыночную цену. Они принимают ее как данную и стремятся максимизировать объем производства. Фермер может продавать сколь угодно много зерна без опасения, что его действия приведут к падению рыночных цен. Причина в том, что объем продаж отдельного фермера составляет ничтожную долю всего рынка. Если продавцов на рынке мало, ситуация будет совсем другая. Возьмем более драматичный пример с авиастроением, где гигантской компании "Боинг" противостоят лишь два конкурента "Аэробус" и "Макдоннел-Дуглас". И причем зачастую эти фирмы производят отнюдь не взаимозаменяемую продукцию (например, не производится аналогов "Боингу-747"). Поэтому фирма "Боинг" знает, что продать больше самолетов она может, только проведя значительное снижение цен. При несовершенной конкуренции в целом фирмы способны влиять на рыночные цены, и их снижение единственный путь увеличения объема продаж. В такой ситуации необходимы особые теоретические инструменты для анализа. Простейшим случаем несовершенного рынка является чистая монополия. Рассмотрим методы ее анализа, которые, кстати, используются и в более сложных случаях.