История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Монополистическая конкуренция

Монопольная прибыль явление недолговечное. Обычно в ту же отрасль рано или поздно приходят конкуренты, и потому чистая монополия на практике встречается редко. Зато

типичная ситуация для отраслей с преобладанием внутренних экономии это олигополия: господство небольшой группы фирм, каждая из которых достаточно велика, чтобы влиять на рыночные цены, но в то же время никто из них не обладает полной монополией на рынке. Вообще анализ олигополии дело весьма сложное, так как ценовая политика всех фирм взаимосвязана. Назначая цену, олигополист прогнозирует не только реакцию покупателей, но и ответные шаги конкурентов. Эти шаги зависят от стратегии поведения фирм, и отсюда возникает довольно сложная игра, в которой каждый олигополист пытается предугадать действия остальных. Ниже мы кратко коснемся проблем моделирования олигополии. Особенно одного из ее самых простых случаев так называемой монополистической конкуренции. Именно это понятие в последние годы стали активно применять в анализе внешней торговли. В моделях монополистической конкуренции имеются две ключевые посылки относительно проблемы взаимозависимости. Во-первых, предполагается, что каждая фирма выпускает продукцию, несколько отличающуюся от продукции соперников. Другими словами, покупатели не обязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного отклонения цен на них. Дифференциация товаров делает фирму монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции. И поэтому такая фирма в известной мере ограждена от конкуренции. Во-вторых, в данной модели предполагается, что фирма принимает цены конкурентов как данные, т.е. игнорирует влияние собственных решений в отношении цен на ценовую политику других производителей. В результате в модели монополистической конкуренции предполагается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, но до известного предела может вести себя как монополист. Отсюда и термин монополистическая конкуренция. Существуют ли в реальном мире рынки с монополистической конкуренцией? В некоторых отраслях это действительно реальная ситуация. В качестве примера можно привести автомобильный рынок в Европе, где группа крупнейших фирм ("Форд", "Дженерал Моторс", "Фольксваген", "Рено", "Пежо", "Фиат", "Вольво" и в последнее время "Ниссан") предлагают все довольно разные, но тем не менее конкурирующие между собой машины. Но главное достоинство модели монополистической конкуренции это вовсе не реализм, а простота. Как мы увидим ниже, эта модель дает предельно ясную картину того, как экономия на масштабе вызывает взаимовыгодную внешнюю торговлю. Рассмотрим базовую модель монополистической конкуренции. Представим себе отрасль, где работает группа фирм, производящих различающиеся между собой, но все-таки взаимозаменимые продукты. Каждая из фирм выступает частичным монополистом по отдельной разновидности товара, но спрос зависит как от числа аналогичных товаров на рынке, так и от уровня цен других фирм отрасли. Предпосылки модели. Начнем с анализа спроса на продукцию фирмы, участвующей в монополистической конкуренции. Он будет тем больше, чем выше в целом спрос на данном рынке и чем выше цены у фирм-конкурентов. С другой стороны, объем продаж фирмы будет меньше с ростом цены на ее товар и увеличением числа фирм в отрасли. С учетом этих особенностей спрос для фирмы будет описываться уравнением2

(6.5) где

объем продаж фирмы,

объем продаж всей отрасли в целом,

число фирм в отрасли,

цена на товар фирмы,

средняя цена на товары фирм-конкурентов. Уравнение (6.5) может иметь следующий интуитивный смысл: если у всех фирм будет одна цена, доля каждого на рынке будет равная

. Фирма с более высокой ценой будет иметь меньшую долю рынка, с более низкой ценой наоборот3. Целесообразно далее предположить, что объем продаж отрасли S не зависит от среднего уровня цен Р, т.е. добиться большей доли на рынке фирмы могут, лишь потеснив конкурентов. Это нереальное допущение, но оно упрощает анализ и ставит в центр его конкуренцию между фирмами. В частности, S при этом выступает как емкость всего рынка, а объем продаж отдельного производителя на нем равен

единиц. Что касается издержек фирмы на таком рынке, то здесь мы целиком будем исходить из посылок, выраженных формулами (6.3) и (6.4). Рыночное равновесие. При описании отрасли с монополистической конкуренцией будем считать все фирмы симметричными, т.е. имеющими идентичные функции спроса и издержек (хотя все они производят разные продукты). В случае симметричности фирм состояние отрасли можно описать, зная только общее число предприятий (п) и среднюю рыночную цену

. Имея метод определения величин

и

, можно определить, как на них воздействует внешняя торговля.

Наш метод определения

и п включает три этапа:

1) следует вывести соотношение числа фирм и средних издержек типичной фирмы. Мы видим, что зависимость между ними возрастающая функция: чем больше фирм, тем меньше объем производства у каждой и тем выше издержки на единицу продукции;

2) необходимо показать зависимость между числом фирм и ценами,которые в случае равновесия равны. Эта функция убывающая: чем больше фирм, тем сильнее конкуренция между ними и тем ниже цены;

3) необходимо отметить, что если цена превосходит средние издержки, новые фирмы будут пытаться войти на рынок, а если цена ниже издержек, то часть их покинет его. В долгосрочном плане, таким образом, число фирм определяется пересечением кривых, отражающих взаимосвязи средних издержек и цен с п.

1. Число фирм и средние издержки. Первый шаг к определению

и

это найти зависимость средних издержек типичной фирмы и числа самих фирм. Если все они симметричны, то при равновесии цены должны быть у всех одинаковы, т.е.

. Из уравнения (6.5) имеем, что

т.е. доля каждой фирмы на рынке составит 1.

общего объема продаж отрасли. Но из уравнения (6.4) видно, что средние издержки находятся в обратной зависимости от объема производства фирмы. Отсюда выводим зависимость средних издержек от размера рынка и числа фирм: (в.6) Выражение (6.6) означает, что при прочих равных условиях чем больше фирм в отрасли, тем выше средние издержки. Причина в том, что чем больше число фирм, тем меньше объем производства каждой. Например, пусть в отрасли функционируют пять фирм, и годовой выпуск каждой 200 000 единиц продукта. Если в этой отрасли будет десять фирм, то выпуск каждой составит 100 ООО единиц, но вот средние издержки будут уже выше. Возрастающая функция, связывающая п и средние издержки, показана линией СС на рис. 6.3.

2. Число фирм и цена. Цена продажи для типичной фирмы тоже зависит от числа фирм в отрасли. Вообще, как уже отмечали, чем выше это число, тем сильнее конкуренция и ниже цены. Ключевой момент в доказательстве этого тезиса линейная форма графика спроса, описанная уравнением (6.1) и позволяющая через уравнение (6.2) определить цены. Прежде всего отметим, что в модели монополистической конкуренции каждая фирма принимает цены остальных как данные и поэтому игнорирует возможность того, что ее ценовая политика как-то повлияет на политику других. Если каждая фирма принимает

как данную, можно написать уравнение для кривой спроса (6.5) в форме:

(6.7) где

это параметр из уравнения (6.5), измеряющий взаимосвязь цены и доли на рынке отдельной фирмы. Это по сути то же уравнение, что и (6.1), где

играет роль константы

коэффициента В. Поэтому можно подставить указанные эквивалентные величины в формулу для предельного дохода (6.2). Для типичной фирмы предельный доход равен:

Максимизация прибыли требует, чтобы предельный доход был равен предельным издержкам, отсюда

Можно переписать это как:

Выше уже говорили, однако, что цена у всех фирм одинакова, а стало быть, и доля на рынке должна быть одинаковой. Доля на рынке отдельной фирмы равна отсюда

и, подставляя это в (6.9), получаем:

Уравнение алгебраически доказывает, что чем больше фирм в отрасли, тем ниже цены у каждой из них. Уравнение (6.10) отображено убывающей кривой

на рис. 6.3.

3. Равновесное число фирм. Теперь обратимся к рис. 6.3. Мы вывели для этой отрасли две кривые. Убывающая кривая РР отражает тот факт, что цены снижаются с ростом числа фирм из-за усиления конкуренции между ними. Возрастающая кривая СС показывает, что чем больше число фирм, тем выше средние издержки каждой. Это вытекает из того, что с ростом числа фирм объем продаж каждой становится ниже и возможности реализовать экономию на масштабе сужаются. Две линии пересекаются в точке

, для которой число фирм равно

. Это точка равновесного числа фирм. Дающая максимум прибыли цена в этом случае

, точно равная средним издержкам

Теперь надо доказать, что в долгосрочном плане число фирм в отрасли стремится к

, т.е. точка

это точка долгосрочного равновесия. Пусть число фирм в отрасли не

, а, скажем,

. Цена в этом случае будет

, средние издержки

. Фирмы на этом рынке будут получать монопольную прибыль. Если же п будет больше

, например, составит

, то цена, соответствующая

, будет ниже средних издержек АСу и фирмы будут нести убытки. Со временем в отрасль с монопольными сверхприбылями будут стремиться проникнуть другие фирмы. И наоборот, из убыточной отрасли производители будут уходить. Число фирм будет расти, пока оно меньше

, и сокращаться, если больше

. Это значит, что

равновесное число фирм в отрасли, а

равновесная цена4. Мы построили модель монополистической конкуренции, где смогли определить среднюю цену и равновесное число фирм в отрасли. Теперь эту модель можно использовать в анализе влияния экономии на масштабе на внешнюю торговлю. Прежде, однако, следует упомянуть о некоторых важных ограничениях модели монополистической конкуренции.