История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Выигрыш от расширения рынка

Внешняя торговля расширяет рынок. Эффект от этого в отношении цен, экономии на масштабе и разнообразия товаров можно показать на числовом примере. Представим себе автомобильную отрасль с монополистической конкуренцией. Кривые спроса для данного производителя описываются уравнением (6.5), где

(эта величина не имеет реального смысла и носит чисто иллюстративный характер). Отсюда функция спроса для отдельной фирмы будет:

где

- число машин, продаваемых одной фирмой,

объем продаж в отрасли в целом,

число фирм,

- цена продажи данной фирмы,

средняя цена продажи у остальных фирм.

Функция издержек для фирмы описывается уравнением (6.3), где постоянные издержки

долл., а предельные издержки

долл. в расчете на один автомобиль. Общие издержки равны:

Отсюда средние издержки Представим себе теперь, что есть две страны Отечество и Заграница. В первой продается ежегодно 900 тыс. автомашин, в другой 1,6 млн. Обе страны на старте имеют одинаковые издержки производства. На рис 6.5 показаны кривые

и

для отечественной автомобильной отрасли. Как можно видеть, в отсутствие торговли в Отечестве будет шесть автомобильных фирм, и цена у каждой будет 10 ООО долл. за штуку (эту задачу можно решить и в более общем виде для Рил, что сделано в математическом Приложении к этой главе). Доказательством того, что мы нашли точку долгосрочного равновесия, будет равенство цены и средних издержек согласно уравнению (6.10) для цен. Рассчитаем далее средние издержки.

Теория международной торговли

Подставляя значения предельных издержек

параметра потребления

и числа фирм

в уравнение (6.10), получаем:

т.е. условие максимизации прибыли (равенство предельного дохода и предельных издержек) выполнено. Каждая фирма будет продавать 150 ООО шт. автомобилей (900 000/6). Средние издержки составят

Раз средние издержки в 10 000 долл. на единицу продукции равны цене, на рынке не должно быть монопольных сверхприбылей. В итоге долгосрочное равновесие наступит, когда на рынке 6 фирм будут продавать 150 000 автомобилей каждая по цене 10 000 долл. Теперь обратимся к Загранице. Построив для нее кривые

и

, мы найдем, что при размере рынка в 1,6 млн. автомобилей в год кривые пересекаются при

и

В отсутствие внешней торговли, таким образом, на зарубежном рынке уместятся 8 фирм с объемом производства 200 000 автомобилей каждая и средней ценой 8750 долл. за штуку.

Подтвердим полученные результаты, подставив цифры в уравнение (6.10):

и соответственно:

Теперь представим себе, что Отечество и Заграница могут торговать автомобилями друг с другом без внешних дополнительных расходов. Это создаст мировой рынок автомобилей емкостью 2,5 млн. штук. Построив снова для него РР и СС, обнаружим, что на таком рынке должно быть 10 фирм с объемом продаж 250 ООО шт. каждая и средней ценой 8 ООО долл. Условия максимизации прибыли также выполняются:

и

Последствия объединения двух национальных рынков показаны в табл. 6.2. В ней сравниваются параметры внутренних рынков и мирового рынка. На последнем действует больше фирм с большими объемами производства и с более низкими ценами, чем на любом из двух внутренних рынков до установления торговых отношений. Очевидно, что от такой интеграции выигрывают все. Потребители имеют более широкий выбор (так как число фирм больше, чем на внутреннем рынке), а объемы продаж позволяют производителям установить более низкие цены. Условием для реализации этих выгод являет, я внешняя торговля. Достижение экономии на масштабе потребует специализации страны на немногих продуктах при импорте в обмен на них всего остального.