История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Экономии на масштабе и сравнительные преимущества

Рассмотренный числовой пример отрасли с монополистической конкуренцией ничего не говорит нам о направлениях развития внешней торговли вследствие упомянутых экономии на масштабе. Модель предполагает, что издержки производства одинаковы в обеих странах и торговля не сопряжена с дополнительными расходами. При таких посылках можно определить, что на объединенном рынке будут действовать 10 фирм, но мы не знаем, в

какой из стран они будут работать. Возможно, четыре будут в Отечестве, а шесть за границей, но, возможно, что и все будут за границей, либо же все окажутся в Отечестве. Чтобы лучше разобраться с этими вопросами, надо использовать анализ частичного равновесия и рассмотреть взаимосвязь экономии на масштабе и сравнительных преимуществ. Представим себе мировую экономику, состоящую из двух стран Отечества и Заграницы. В каждой из них есть два фактора производства. Отечественная экономика обладает более значительными ресурсами капитала относительно труда, чем зарубежная. Кроме того, в каждой стране есть две отрасли промышленность и сельское хозяйство, причем первая отрасль отличается большей капиталоемкостью. Отличие этой модели от модели специфических факторов из гл. 4 состоит в том, что мы больше не считаем промышленность отраслью с совершенной конкуренцией, производящей одинаковые продукты. Наоборот, теперь мы будем считать ее отраслью с монополистической конкуренцией, где все фирмы производят однотипные, но дифференцированные товары. Из-за экономии на масштабе ни одна страна не может производить весь набор промышленных товаров, и потому каждая страна должна специализироваться на группе своих особых продуктов. Монополистическая конкуренция привносит во внешнюю торговлю ряд важных особенностей. Их лучше рассмотреть для случая, когда в индустриальном секторе была бы совершенная конкуренция. Если бы это было так, то из анализа в гл. 4 мы могли бы предположить, что Отечество стало бы экспортировать промышленные изделия (при сравнительном изобилии капитала относительное предложение капиталоемких промышленных изделий в Отечестве было бы больше) и импортировать продовольствие. Схематически это показано на рис. 6.6. Стрелки показывают направления экспорта и импорта, а их длина соответствует объемам поставок. Как можно видеть, Отечество будет экспортировать промтовары в обмен на такой же по стоимости импорт продовольствия.

Если же примем, что в промышленности господствует не совершенная, а монополистическая конкуренция (т.е. фирмы производят различные продукты), Отечество будет оставаться чистым экспортером промтоваров и импортером продовольствия. Зарубежные фирмы, однако, тоже будут экспортировать промтовары, правда, отличные от отечественных. Таким образом, Отечество будет как вывозить, так и ввозить промтовары. Но отечественный экспорт этих продуктов по стоимости будет превосходить их импорт. (Именно поэтому Отечество и останется чистым экспортером промтоваров и импортером продовольствия). Данная ситуация показана на рис. 6.7. В условиях монополистической конкуренции внешняя торговля будет состоять из двух частей. Это обмен промтоваров на другие промтовары, или внутриотраслевой обмен.

А другая часть торгового оборота будет представлять собой обмен промтоваров на продовольствие, или межотраслевой обмен. Отметим четыре важных момента, касающихся такой разновидности внешней торговли:

1. Межотраслевой обмен отражает сравнительные преимущества. Поэтому Отечество как капиталоизбыточная страна является чистым экспортером капиталоемких промтоваров и чистым импортером трудоемкого продовольствия. Другими словами, общий характер внешней торговли по-прежнему определяется сравнительными преимуществами. Таким образом, сравнительные преимущества продолжают оставаться важнейшим положением теории.

2. Внутриотраслевой обмен не отражает сравнительных преимуществ. Даже если страны имеют одинаковые соотношения капитала и труда, их фирмы продолжают выпускать различные продукты, и уж если за рубежом на это есть спрос, то будет продолжаться и внутриотраслевой обмен товаров. Причиной, побуждающей каждую страну воздержаться от производства всего набора изделий для себя, выступает экономия на масштабе. Поэтому ее можно считать отдельным независимым источником внешней торговли.

3. Направления внутриотраслевого обмена в принципе непредсказуемы. Мы ничего не можем сказать о том, какие товары будет производить каждая страна. Единственное, что мы знаем, так это то, что они будут специализироваться на разных товарах. Поэтому в мире, где существует экономия на масштабе, во внешней торговле неизбежно будет элемент случайности и непредсказуемости. Впрочем, касается это в основном внутриотраслевого, а не межотраслевого обмена, который в значительной мере связан с различиями между странами.

4. Сравнительная роль обоих видов обмена зависит от того, насколько похожи друг на друга обе страны. Если Отечество и Заграница имеют сходные соотношения труда и капитала в ресурсах, то будет доминировать основанный на экономиях на масштабе внутриотраслевой обмен. Если же будут велики различия в относительной обеспеченности ресурсами, роль внутриотраслевого обмена будет незначительной. Почти вся торговля в этом случае будет основана не на экономии на масштабе, а на сравнительных преимуществах.