История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Значение внутриотраслевого обмена

Около четверти мировой торговли приходится на встречные поставки однотипных промышленных продуктов. Особенно внутриотраслевой обмен получил развитие в торговле между развитыми промышленными странами. Со временем уровни квалификации их рабочей силы, а также соотношение капитала и труда в ресурсах стали схожи. Поэтому осталось мало отраслей, где страны имеют сравнительные преимущества по всему спектру продуктов. Отсюда столь широкое развитие торговли однотипными товарами внутриотраслевого характера на базе экономии на масштабе в сравнении с торговлей, основанной на межотраслевой специализации по логике сравнительных преимуществ. В табл. 6.3 приведены оценки роли внутриотраслевой внешней торговли для различных отраслей промышленности США в 1989 г., показаны доли такого рода обмена в общем объеме торговли. Разброс оценок составляет от 0,99 в энергетическом оборудовании, где объемы экспорта и импорта почти равны, до 0,00 в производстве обуви, которую США сами практически не экспортируют, а только ввозят из-за границы. Другими словами, доля внутриотраслевого обмена равна нулю, если в этой отрасли США выступают только импортером или экспортером. И наоборот, эта доля будет близка к единице, если экспорт каких-нибудь товаров равен импорту аналогичной продукции. По данным табл. 6.3 можно видеть, что есть довольно много секторов с преобладанием внутриотраслевой торговли. Она играет большую роль, как правило, для отраслей, выпускающих сложные изделия, например, лекарства, химическую продукцию, энергетическое оборудование. Они экспортируются в основном развитыми странами и, судя по всему, в их производстве может быть значительная экономия на масштабе. С другой стороны, внутриотраслевой обмен слабо выражен в торговле простыми трудоемкими товарами (обувь, одежда), которые США импортируют преимущественно из развивающихся стран в соответствии с принципом сравнительных преимуществ.